Infinityvostok - Женский портал

Конспект занятия по фцкм "инструменты". Конспект непосредственно образовательной деятельности «познание» (фцкм, фэмп) Пальчиковая гимнастика «Скворечник»

Автор: Беликова Вера Александровна, воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»

Пояснительная записка
Исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира это активная и сложная деятельность.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра ипознавательно-исследовательская деятельность. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческуюактивность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Снежная зима всегда наполняет детскую душу чувством радости и необъяснимого восторга. Со временем, это чувство притупляется, однако все равно где-то в глубине души все замирает, и мы наслаждаемся красотой, спящей под белым покрывалом природы. Дети часто спрашивают уродителей: «А что такое снег?» Обычно взрослые отвечают односложно,что это замерзшая вода. В нашем проекте мы попробуем разобраться не только с вопросом о том, что такое снег, но и рассмотрим его свойства, причем как со стороны науки, так и со стороны поэзии.
Концепция данного проекта заключается в следующем решение проблемных творческих задач главный способ осмысления мира. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, не цель обучения, его побочный результат, ведь рано или поздно дети их получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они уже не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому проект разработан с позиций узнающего мир дошкольника, что позволяет показать ребенку взаимосвязи в окружающей его действительность.

Название проекта:
Что такое снег?
Тема проекта: Формирование целостной картины мира дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Проблемное поле проекта:
Описать необходимость реализации потребностей и интересов каждого ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования со снегом.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают что идёт обучение.
Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Элементарный опыт это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
Цель:
Приобщение детей к познавательно-исследовательской деятельности с целью расширения представлений детей об окружающем мире (свойстваснега)
Задачи:
1.Расширение представлений детей о причинно-следственных связях в окружающем нас мире.
2.Реализовать потребность детей среднего дошкольного возраста в экспериментировании.
3.Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности
4. Развитие умения анализировать результаты наблюдения и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
5.Расширение кругозора ребёнка, его активного словарного запаса.
Планируемые результаты
Личностные качества способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о свойствах снега, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника; способен устанавливать простейшие связи между явлениями; способен самостоятельно действовать в процессе опытов и экспериментов. Интеллектуальные качества способен объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. способен к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе экспериментирования способен к составлению описательного или творческого рассказа о зимних явлениях; демонстрирует устойчивый интерес к происходящим в природе изменениям; имеет простейшие представления о некоторых свойствах снега; Физические -движения точные и скоординированные при проведении опытов; -способен проявить волевые усилия (довести работу до конца). Вид проекта –исследовательский, Состав участников Дети 4-5 лет-10 человек, имеющие интерес к познанию явлений природы Педагоги музыкальный руководитель, Родители –помощь в нахождении информации в Интернете

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (основные шаги реализации проекта).
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Зима, декабрь- 19-23 Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый.Дети совместно с родителями подбирали загадки о зиме, рисовали по личным наблюдениям.
Родители интересные факты о снеге, помощь в оформлении выставки рисунков
педагоги- подбор литературы, музыкального материала, 17-19 декабря.
2 Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта составление конспекта НОД, плана экскурсий, прогулок, выставки рисунков, фотографий 19 декабря.
3 Практический
Родители оформляют, собранный материал в буклет, воспитатель проводит с детьми наблюдения, опыты, показывает процесс, объясняя его смысл по ходу; читает детям о зиме, заучивают стихотворение организует игры, в которых дети применяют полученные знания, дети рисуют о зиме, готовит презентацию по итогам проекта 20
4 Презентационный. Накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в мультимедийную презентацию.
Продукт деятельности готовится к презентации, представляют его: на итоговом занятии -заседание «научного совета исследовательской лаборатории»; родители как зрители и как участники присутствуют на занятии. 23декабря.
5 Контрольный. Дети приобрели первичный опыт поисково-исследовательской деятельности. Это вызвало у них живой интерес. У воспитанников появилась потребность изучать явления и объяснять друг другу и взрослым, что такое снег, какой он.
Организационные формы работы над проектом.Деятельность по участникам Формы работы. Название тема. Сроки
1 Деятельность воспитателя Разработка консультаций, памяток для родителей.
Оформление буклетов, брошюр, листовок, стендовой информации для родителей.
Создание условий в группе и на игровом участке.
Разработка конспектов мероприятий.
Ситуациативная беседа: «Внимание гололед», «Почему снег скрипит» «Снег, снежок..», «Почему идёт то снег, То дождь 19.12-23.12
Деятельность узких специалистов. Побор музыкального материала аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев)., П.И. Чайковский «Зима» 19.12
2 Совместная деятельность педагога и детей. Подготовка пособий, материалов, инструментов для опытов и экспериментов, чтение худ.литературы, рассматривание зимних пейзажей и составление творческих рассказов, письменное оформление
чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», «Зима»,вырезание снежинок из бумажных салфеток, оформление коллажа проведение опытов со снегом, стихотворение М. Познанской «Снег идет»: 19.12-23.12
3 Совместная деятельность детей друг с другом.Наблюдение
Опыты Скрип снега, снежинка на ладошке, снег рыхлый, узоры на стекле, снег липкий можно слепить снеговика –большого и маленького Ежедневно в режимных моментах
4 Самостоятельная деятельность детей. Игры
Индивидуальная деятельность в уголке экспериментирования
Игры со снегом на прогулке, самостоятельные опыты в уголке –внесли снег, растаял. Процедили через ватные тампоны- вывод нельзя есть снег –очень грязный. Ежедневно в режимных моментах
5 Совместная деятельность ребенка с родителями. Подбор иллюстраций о зиме, разучивание загадок, пословиц «Папка –передвижка» В течение реализации проекта
6 Деятельность родителей Оформление буклетов «Что такое снег?» 23.12

Итоговое мероприятие
Заседание «научного совета исследовательской лаборатории» на котором присутствуют родители, они являются участниками данного заседания.

Описание продукта, полученного в результате проекта
Коллаж- на котором размещены иллюстрации зимних явлений; альбом с загадками, пословицами, поговорками- оформленный рисунками детей; выставка фотографий, как они занимаются экспериментальной деятельностью; буклет, изготовленный родителями «Что такое снег?», книжка –малышка с рассказами детей о зиме
Интеграция образовательных областей, например (Художественно-эстетическое развитие (синтез изобразительного, словесного, музыкального искусства); социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие) пп Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1 Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Снежинка» на диске Развитие умения и навыки работы в технике пластилинография отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание.
2 Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) «Снежинка» Бальмонт, рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»; стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
рассматривание зимних пейзажей, составление рассказов Использование художественных произведений, картин с зимними пейзажами для развития у детей творческих способностей, воображения; закрепления знаний об окружающем мире.
3 Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство) Слушание П.И. Чайковский «Зима», аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев). Продолжать знакомить детей с музыкой о зиме; развивать желание слушать музыку внимательно; воспитывать любовь к природе.
4 Познавательное развитие Эксперименты со снегом, изучение свойств снега, зимних явлений Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, дивиргентного мышления при выборе способа действия; способствовать накоплению у детей представлений о свойствах снега. Продолжать знакомить детей со свойствами снега;развивать любознательность; воспитывать интерес к опытам.
5 Социально-коммуникативное развитие. П/Игры «Снег-снежок», «Два Мороза», д/и «Что здесь лишнее?», «Зимние забавы»-карта –схема, опыты, наблюдения Развитие свободного общения со взрослыми и детьми во время опытов и экспериментов; умения выдвигать гипотезы и предложения, самостоятельно делать выводы.
6 Физическое развитие Физминутки, подвижные игры на прогулке, пальчиковые игры, Развитие мелкой моторики, двигательных навыков
7 Художественно-эстетическое развитие (рисование). Рисование по замыслу о зиме, снежинки Упражнять в умении рисовать кисточкой,закрепить приемы рисования; развивать мелкую моторику рук. аккуратность; воспитывать интерес к рисованию.

8. Речевое развитие. Составление рассказов по картине, по наблюдениям, выводы по результатам опытов и экспериментов Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Зима»
Продолжать знакомить детей со временем года «Зима»; развивать речь, память; воспитывать любознательность

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.
Изучение природоведческой литературы по данной теме

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
ноутбук, мультимедиопроектор,

Уголок экспериментирования
карта –схема «Зима», «Зимние виды спорта», гуашь, для подкрашивания воды, формы, ватные диски, картинки с природными явлениями; картинки-схемы слов: лес, снег, снежинка; фишки: синие, красные, зеленые, серые; различные ёмкости,
Центр природы
картинки с изображением признаков зимы. сюжетные картинки из сказки «Снегурочка»;; бумажная снежинка; указка; мольберт; магнетики, календарь погоды, пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений. Центр книги
Художественная литература соответственно возрасту и тематике.
Центр творчества
Цветные карандаши (6 основных цветов) ;гуашь (6 основных цветов) круглые кисти; пластилин; салфетки из ткани; фартуки; ёмкости для промывания кистей от красок; светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, альбомные листы для рисования. Проект на 1 неделю
Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели:
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Наблюдения В специально созданных условиях Наблюдение за снегопадом в окно изготовление цветных льдинок, Наблюдение за метелью в окно Рассматривание узора на стекле
Экскурсия В парк- рассмотреть иней на деревьях. Прогулка Наблюдения в природе –рассмотреть снег, снежинку аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев). (утро, др.)» игры со льдом на прогулке. Лепка снеговика- снег липкий Мороз- снег твёрдый, рассыпчатый, скрипит под ногами
2 Рассказывание Откуда берётся снег? Из чего он состоит? Почему снег скрипит? Почему идет снег или дождь? Рассматривание зимних пейзажейи составление небольших рассказов Зимние забавы –рассказ по картам схемам
3 Чтение художественной литературы
Пословицы,поговорки, загадки о зиме Заучивание наизусть стих. о зиме рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»; слайд с изображение снежинок;
4 Экспериментирование, моделирование снег белого цвета и не прозрачный, снег рыхлый и холодный. В тепле снег быстро тает.
Исследование чистоты снега.
«Снегопад-метель-вьюга-гололед-поземка»
5 Игры (настольно-печатные и дидактические) Упражнение «Слова-признаки»
Подвижная игра «Снег-снежок»
Дидактическое упражнение «Выбери признаки зимы»
Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение»
Д /и «Зимние слова» П/и «Снежный бой»

6 Художественно-творческая деятельность Слушание П. И. Чайковского «Зима» рисование Рисование по замыслу «Рисование снежинки по точкам»
аппликация Снеговик лепка Пластилинография на дисках «Снежинка» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.– 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2010.-123с.
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.ТЦ Сфера

Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «ФЦКМ»
Возрастная группа: средняя
Тема: «Наш любимый детский сад»
Цель: систематизировать знания детей о детском саде.
Задачи: Образовательные: способствовать обучению эмоционально реагировать на
окружающий мир, различать эмоциональные состояния.
Развивающие: способствовать развитию фразовой речи, логического мышления, умения понимать
смысл загадки, находить отгадку.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к детскому саду, уважения к сотрудникам
детского сада, к труду.
Интегрированные области: речевое, социально­коммуникативное развитие, художественно­
эстетическое развитие.
Средства:слайды с фотографиями детского сада, группы, сотрудников, атрибутов,
Предварительная работа: беседа о детском саде, знакомство с сотрудниками.
необходимых для каждого из сотрудников.
Ход ООД.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Начиная день с улыбки
Все получится у нас!
Воспитатель: садитесь дети на свои места.
Послушайте мою загадку.
Туда хожу я каждый день
Так нужно, даже если лень.
Я всех уже ребят там знаю.
Я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад
Там мой любимый….
Ответы детей: детский сад.
Воспитатель: давайте, мы расскажем о нашем детском саде. Воспитатель: что
это за здание? Ответы детей: наш детский сад.
Воспитатель: в каком городе находится наш детский сад? Ответы детей
Воспитатель: а какое это здание?
Воспитатель: а это что изображено на экране? Ответы детей: наша группа.
Воспитатель: как называется группа? Ответы детей
Воспитатель: как вы думаете, для чего нужны детские сады? Ответы детей.
Воспитатель: а почему вам нравится ходить в детский сад? Ответы детей:
Воспитатель: дети, вы должны дружить друг с другом, заботиться, помогать
друг другу, приходить в детский сад веселыми и в хорошем настроении.

Воспитатель: бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится
грустно, а когда миримся, то становится весело и мы улыбаемся.
Воспитатель: покажите, какое у нас бывает выражение лица, когда мы
сердимся? А теперь покажите веселое выражение лица?
Воспитатель: дети, а давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки, и
поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и
веселье.
Молодцы вот какой дружный у нас детский сад и наши детки.
Воспитатель: много людей трудится для того, чтобы детям в детском саду было
уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали.
Люди каких профессий трудятся в нашем детском саду? Ответы детей
Воспитатель: мы сейчас поиграем: я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. И если
отгадаете, появится фотография. Только слушайте внимательно.
Детский сад веселый, славный!
Ну а кто здесь самый главный?
В кабинете кто сидит,
Всеми кто руководит?
Ответы детей: заведующий.
Воспитатель: как зовут нашу заведующую? Ответы детей:
Воспитатель: заведующая заботится, чтобы в детском саду было красиво, уютно,
чисто и было много игрушек.
Кто вас учит рисовать, строить, мастерить, играть?
Усадив ребят в кружок, прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется, почему Андрей дерется?
Ответы детей: воспитатель.
Воспитатель: моя профессия называется «воспитатель»
Кто знает, почему она так называется?Ответы детей: воспитатель воспитывает
детей.
Воспитатель: а как я вас воспитываю? Я вас учу одеваться, мыть правильно
руки. Что еще я вас учу делать?Дети продолжают рассуждать, что они делают вместе с
воспитателем.
Воспитатель: следующая загадка.
Кто же нам на стол накроет,
Подметет, пропылесосит?
Вымоет окна, стены, пол?
Протрет от пыли стол?
Проследит, чтоб тут и там
Все стояло по местам? Ответы детей: помощник воспитателя.
Воспитатель:
Приходит к нам в халате белом
Проверить, что у нас болит.
По плану сделает прививку

И витаминкой угостит. Ответы детей: медсестра.
Воспитатель: как ее зовут? Ответы детей:
Воспитатель: С кем мы делаем зарядку,
Спортом занимаемся
Хоть с мячом, хоть с флажками
Ловко управляемся… Ответы детей: физрук.
Воспитатель: как ее зовут?
Воспитатель:На пианино нам играет,
На праздник зал наш украшает.
Научит петь и танцевать,
На ложках, дудочках играть. Ответы детей: музыкальный руководитель.
Воспитатель: как ее зовут? Ответы детей:
Воспитатель: вы большие молодцы, отгадали все загадки.
Воспитатель: я хотела спросить, как вы думаете, какая профессия в детском
саду самая нужная?
Дети рассуждают, чья же работа важнее и нужнее?
Воспитатель: одинаково важна и нужна работа каждого человека. И каждый
старается выполнить свою работу как можно лучше.
Воспитатель: дети, о чем мы с вами сегодня говорили? А что вам больше всего
понравилось на нашем занятии?

ТЕМА: «Яблоки и ягоды на блюдечке»
Программные задачи:
Образовательные::Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой
рисования отпечатками из картофеля, пальчиками. Упражнять детей в технике
рисования пальчиками, отпечатками картофеля. Закреплять и обогащать знания детей
о разных видах нетрадиционного рисования. Знакомить детей с различными видами
изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и
приёмами работ с ними, закреплять приобретённые умения и навыки. Закреплять
представления детей о цвете величине, форме.
Развивающие:Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, художественный вкус,
фантазию, пространственное воображение. Формировать умения и навыки,
необходимые для создания творческих работ. Совершенствовать речевое развитие,
пополнять словарный запас.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Развивать уверенность в своих
силах и пространственное мышление.
Воспитательные:Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость,
творческую самореализацию. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом.
Оборудование: ежик игрушечный, яблоки и ягоды на тарелке в натуральном виде,
листы бумаги круглые (диаметр 15­20 см, по краю нарисован орнамент, печатки из
картофеля в виде яблок), мисочки с гуашью для печати (двух цветов, салфетки,
образец блюдечка с нарисованными яблоками и ягодами, образец блюдечка
чистый.
Ход занятия:
Вос­ль вносит в группу игрушечного ежика и говорит: «Ой, здравствуйте, ребята. Как
хорошо, что я вас встретил. На улице стало холодно и я не могу найти себе еду. Может
быть, вы мне поможете?» Вос­ль: «Дети, поможем ежику найти еду?» Дети:
«Конечно поможем «Ребята, а что любит кушать
ежик?» Дети отвечают: «Грибы, яблоки, жуков, ягоды, мышей». Вос­ль: «Ежик, ты
посиди, да на нас посмотри, как дети приготовят тебе яблоки и ягоды».

В­ль предлагает рассмотреть ягоды рябины и яблоки на тарелке и обращает внимание
детей на форму (круглая, размер (большие и маленькие, цвет (красный, зеленый).
«Дети, а давайте­ка рассмотрим ягоды и яблоки на тарелочке. Я их нарисовала».
Восп­ ль читает стихи Е Седовой:
Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По белому блюдечку
Рассыпались, как бусины.
Яблочки зеленые, круглые и гладкие,
Так и просят: «Скушай нас!
Мы такие сладкие!»
Вос­ль: «. По форме яблоки круглые и ягоды круглой формы, по цвету яблоки
зеленого цвета, а ягоды красного. Яблоки по размеру большие, а ягодки
маленькие, Значит яблоки больше, чем ягоды?» Дети отвечают на вопрос. Я их
нарисовала необычным способом.
Воспитатель обращает внимание детей на печатки из картофеля и говорит детям:
«Вот эта печатка большая, она похожа на яблоко. С помощью нее мы нарисуем яблоки,
я опущу печатку в мисочку с зеленой краской и затем прижму ее к блюдечку.
Поднимаю, посмотрите, получилось яблочко. Можно сделать несколько яблок,
а ягодки можно нарисовать с помощью пальчиков». Воспитатель показывает
рисование ягод с помощью пальчиков. В­ль: «Дети, давайте­ка мы нарисуем яблоки и
ягоды с помощью печаток и пальчиков». Воспитатель спрашивает и помогает
определить, с помощью каких печаток можно сделать яблоки, ягодки. Кто­то из ребят
показывает способ получения изображения на доске. Уточняется, что ягодки и
яблоки должны рассыпаться по всей тарелочке. В это время повторяется
стихотворение. Вос­ль подходит к детям с индивидуальной помощью, старается помочь
каждому советом. Вос­ль напоминает, что ягодки и яблоки рисуем по всему
блюдечку. В­ль: «Дети, давайте­ка положим свои работы около ежика на столик, пусть
он посмотрит на них. А мы с вами поиграем».
Физминутка:Еж спешил к себе домой, нес запасы он с собой.
Через кочки он шагал, быстро по лесу бежал.
Вдруг он изменился, в шар колючий превратился.
А потом вскочил и к детишкам поспешил.
Релаксация: Анализ детских работ.
Воспитатель беседует с детьми, выполнявшими работу. Спрашивает, какие они
выбирали краски, каким способом рисовали. Называется самое полное блюдечко,
самые яркие яблочки и ягодки и т. д. Далее вос­ль обращается к ежику, показывает
ему все работы. Вос­ль: «Ежик, посмотри, как дети постарались, приготовили для тебя
очень много ягод и яблок. Теперь тебе хватит запасов на зиму».

Дети дошкольного возраста - это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).

Формирование целостной картины мира - это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ (« », «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.

Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года

Цели и задачи ФЦКМ

Миссией курса по формированию целостной картины мира является:

  • развитие познавательно-исследовательской активности ребят;
  • обогащение и закрепление багажа знаний относительно объектов и явлений, окружающих детей;
  • развитие навыков трудовой деятельности;
  • знакомство с циклическими изменениями в природе (в младших группах дети получают представления о самом факте смены времён года, в средней - усваивают отличительные признаки каждого из сезонов, а в старшем дошкольном возрасте знакомятся с сопутствующими зиме, весне, лету и осени изменениями в животном и растительном мире);
  • воспитание основ экологической культуры (малыши знакомятся с теми или иными явлениями природы, получают представления об экологической безопасности и на основе теоретического и практического опыта приходят к выводу о необходимости бережного отношения к окружающему миру).

Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:

  • формирование представления о целостном понимании предмета (так, дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал, а в старших - отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта);
  • развитие способности ориентироваться в пространстве (если в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада, то в средней и старшей - прокладывание пути от дома в садик);
  • знакомство с родным краем (в младших группах дети учатся называть свой город, село, посёлок, в средней - учат название своей улицы, номер дома, квартиры, а в старшей получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях);
  • получение и закрепление информации о флоре и фауне (в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней - средой обитания, особенностями разведения, ухода, в старшей - мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.

Трудовая деятельность - неотъемлемая часть ФЦКМ

Приёмы на занятиях по ФЦКМ

Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.

Словесные приёмы

Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.

Объяснение

С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.

Объяснение сопровождает любой вид деятельности

Загадки

Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.

В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:

  • Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос);
  • Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля);
  • Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космос).

Стихотворения

Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:

  • Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он - большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше!

После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:

  • «Где расположен дом?»;
  • «Как мы можем описать дом?»;
  • «Похож ли дом из стихотворения на тот, в котором вы живёте?».

Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.

Стихотворения могут иллюстрироваться картинками

Короткие сюжеты

Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти - ой, как трудно!»

После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:

  • «Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?»;
  • «Почему надо беречь своё здоровье?»;
  • Как вы считаете, чтобы быть здоровыми, достаточно принимать таблетки и сиропы?».

Чтение

Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.

Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети

Группа наглядных приёмов

Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме - принципиальная задача для педагога.

Картинки, иллюстрации

Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:

  • чёткими (размытые чёрно-белые картинки не только не привлекают внимания, но и не несут всей сути объясняемого понятия или явления);
  • понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей - это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
  • завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).

Материалы для игр - важный элемент наглядности

Демонстрация

На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.

  1. Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
  2. Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
  3. Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.

Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»

Лэпбук

Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:

  • иллюстрации и краткая информация по теме;
  • подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
  • работы детей (рисунки, аппликации и пр.), которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.

Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки

Практические приёмы

В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.

Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.

Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.

Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ

Возрастная группе Изучаемое явление Цели эксперимента Ход опыта
Первая младшая группа Сухой и влажный песок Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку. Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком - куличик удаётся.
Вторая младшая Воздух Показать, как воздух поддерживает предметы Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит - его воздух поддерживает, а второй - опускается быстрее - его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
Средняя Вода как источник роста и жизни Показать, что для проращивания лука нужна только вода. Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
Старшая группа Воздух и вода Показать, что воздух легче воды Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
Подготовительная группа Откуда берётся радуга Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света. Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

Информация, полученная из опытов, лучше запоминается

Игровые приёмы

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.

Таблица: виды игр на ФЦКМ

Группа Вид Название (возрастная группа) Цели Содержание
Дидактическая Настольно-печатная «Мой дом» (средняя) Научиться составлять фигуры из подходящих деталей. Дети составляют дома из архитектурных деталей, выполненных из картона.
Малыши описывают домик изнутри и снаружи.
Сенсорная «Волшебный мешочек» (вторая младшая) Учиться определять материал по тактильному контакту. Малыши опускают руку в мешочек, находят предмет и, не вытаскивая его, угадывают, что это.
Музыкальная «Грустный дождик» (первая младшая) Учиться соотносить природное явление с настроением музыки. Педагог показывает картинки с изображением дождя.
Ставит музыкальные отрывки разного настроения.
Дети определяют, какая музыка больше подходит под иллюстрации.
Подвижная Тренировка бега, прыжков «Солнышко и дождик» (вторая младшая)
  • развитие умения соотносить свои реакции с тем или иным явлением природы;
  • тренировать навык менять характер передвижения по сигналу.
Малыши присаживают на корточки на обозначенные участки-«дома».
По сигналу «Солнышко вышло» дети бегают по площадке.
На слова «Тучки набежали» возвращаются по «домам».
Развитие внимания «Покажи правильно» (подготовительная группа)
  • повторить названия частей тела;
  • учиться соотносить слово с движением.
Педагог называет часть тела, дотрагиваясь до неё руками.
Дети повторяют.
Воспитатель запутывает малышей: называет одно, а дотрагивается до другого. Дети должны соотнести название с движением.
Театрализованная Драматизация «В лесу» (старшая группа)
  • отработать правила поведения в лесу;
  • воспитывать бережное отношение к богатствам природы.
Ребята в сюжетно-ролевой постановке показывают, как нужно и как не нужно вести себя на природе.
Режиссёрская «Теремок» (средняя группа)
  • закрепить знания классификации домашних и диких животных;
  • учиться координировать движения персонажей со словесным описанием.
Дети игрушками конусного театра (персонажи нарисованы на конусах, которые надеваются на пальцы или передвигаются по столу) показывают сказку «Теремок», рассказываемую педагогом.

Как составить картотеку тем по ФЦКМ

Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

месяц блок Организованная образовательная деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Тема «Наш детский сад, наша группа»
сентябрь «Детский сад» Цели:
  • уточнить знания детей о детском саде;
  • расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
  • развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

Структура занятия:

  1. Беседа о сотрудниках детского сада.
  2. Рассказывание по сюжетной картине.
  3. Игра «Найди ошибку»
  4. Отгадывание загадок.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» Цели:
  • выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
  • учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
  • учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.

Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Экспериментальная деятельность «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.
Дидактическая игра «Парочки» (птицы, грибы, цветы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные). Цель: развивать память, мышление и внимание.

Дидактическая игра «Кукольный детский сад».Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения - их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.
«Давайте знакомиться!» Цели:
  • познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
  • рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
  • уточнить знание адреса детского сада
    и маршрута в детский сад и домой;
  • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
  • приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
Структура занятия:

  1. Экскурсия по детскому саду.
  2. Игра «Чьи предметы?»
  3. Чтение стихотворения.
  4. Танцевальные движения под музыку.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:
  • развивать память и мышление;
  • закрепить знания о предметах мебели;
  • учить называть признаки и количество предметов.

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

  • познакомить с изменениями видов осадков;
  • рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.
Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»
«Дары осени» Цели:
  • учить детей различать овощи по внешнему виду;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
  • познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька);
  • развивать память, мышление, мелкую и общую моторику;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: огород, грядка, овощи.
Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» - создание рисунков овощей.
Структура занятия:

  1. Рассматривание муляжей овощей.
  2. Игра «Найди овощи».
  3. Отгадывание загадок.
  4. Описание овощей.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра - Из чего сделано». Цели:
  • учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
  • активизировать словарь детей;
  • учить называть времена года в правильной последовательности.

Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

  • познакомить с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы;
  • выяснить причины этого явления.

Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

Изобразительная деятельность. Цель:
поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе.
Золотая осень Цели:
  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
  • устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий - постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
  • организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
  • учить работать с календарём природы;
  • развивать знания об осенних работах на огороде;
  • воспитывать интерес к природе.

Структура занятия:

  1. Беседа о приметах осени.
  2. Игра «Закончи предложение.
  3. Описание картинки.
  4. Подвижная игра «Дождик».
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Времена года». Цели:
  • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
  • выявить характерные признаки каждого времени года;
  • познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

  • развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
  • учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине.
Экологическая игра «Найди дерево по описанию». Цель: закрепить знания о деревьях.

Временной план занятия

Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:

  • в младшей группе - 15 минут;
  • в средней - 20 минут;
  • в старшей - 25 минут;
  • в подготовительной - 30 минут.

Проработка сути темы идёт в три этапа:

  • вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
  • основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
  • завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).

Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки

Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп

Тема Вводный этап Основной этап Заключительный этап
Первая младшая
«Деревья» - Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает? Дети: - Люди, машины, дома, деревья и т.д. …> <… Дети отгадывают загадки о деревьях, рассматривают картинки…>
<… Когда листья начинают появляться на деревьях?
Какого цвета становятся листья на деревьях летом?..>
Вторая младшая
«Грибы» Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама-белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. - Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?..> <… Игра малой подвижности «Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес. (Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Дети садятся на стульчики.
- В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие - несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке? - Шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки)…>
<…- Что можно приготовить из грибов? ..>
Педагог благодарит детей за работу.
Средняя группа
«Птички» Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…> <…Давайте вспомним, чем мы кормили на нашем участке птиц? (зёрна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины).
- Ребята, давайте подумаем, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев, и тогда деревья могут засохнуть)…>
<…Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка». На коврике раскладываются изображения птиц 10 шт. Дети должны назвать этих птиц.
- Молодцы, с этим заданием вы справились, а теперь я проверю, помните ли вы, какие у нас птицы перелётные а какие - зимующие…>
Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…>
Старшая группа
«Мама» - Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая)…> <… Вы ещё маленькие, и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. Динамическая пауза.
Встаём в круг, кидаю мяч детям. – Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.) …>
<… Выполнение аппликации «Подарок для мамы»…>
В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
«Продукты питания» <… Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей. Падает от слабости А любит только сладости.
- Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей) …>
<… Пальчиковая гимнастика «Пекарь»…>
<… Лепка из солёного теста «Баранки и калачи».
Упражнение «Пирожки с начинкой»: - Дети, а если в тесто положить яблоки или капусту, то, что получиться? (пирожки). Детям раздаются картинки овощей, фруктов и ягод. Они образуют соответствующее прилагательное. Например: это капуста, можно испечь капустный пирог…>
Подготовительная группа
«Моё отечество» -Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем тайну одного очень важного слова. Вы готовы узнать тайну?(Ответ детей)
Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)…>
<… Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
- Правильно, - это Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает некоторые из них …>
- Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Видео: фрагмент занятия на ФЦКМ для второй младшей группы на тему «Транспорт»

Видео: пример занятия ФЦКМ для старшего дошкольного возраста на тему «Богатство нашей планеты»

Формирование целостной картины миры - важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений. В результате систематической работы дети получают представления о мире живой и неживой природы, расширяют кругозор относительно роли и места человека в ней, а также учатся оценивать те или иные явления и факты через призму собственного опыта. Всё это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности, способной адекватно реагировать на любые проявления окружающего мира.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Елена Сизова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» (ФЦКМ, ФЭМП)

Интеграция образовательных областей : «Познание (формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений.) «Музыка» ; «Здоровье» .

Виды детской деятельности : игровая, познавательно –исследовательская ; музыкально – художественная.

Цель : Закреплять название перелётных птиц, диких животных, насекомых.

Упражняться в счёте до5.

Задачи :

1. Расширять знания детей, что перелётных птицах, диких животных насекомых и о месте их обитания.

2. Развивать внимание, память,мышление.

3. Формировать интерес к природе.

4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

НОД по «Познанию » формирование целостной картины мира в индивидуальной форме - упражнять в счёте от 1до 5

Материалы и оборудование : гимнастические палки разной длины; 2 корзины разной высоты; карточки с кругами от1 до5; карточки с группами птиц от1 до5(1 скворец, 2 грача, 3 журавля, 4 ласточки,5 воробьёв) макет дерева; иллюстрации диких животных и детёнышей. Запись песни «Весна» сл. и муз Алексея Воинова, пенёк, мяч, изображение контуров диких животных, наложенных друг на друга, большой воздушный шар.

Предварительная работа : заучивание двигательных упражнения «Про медведя» ; упражнений на координацию речи и движений; чтение стихов о перелётных птицах; диких животных.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

1. Организационный момент.

Ребята сегодня я хочу предложить вам отправиться на экскурсию в весенний лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети :

На, автобусе, велосипеде, паровозе.

Воспитатель :

Правильно ребята. И мы сегодня отправимся в путешествие на паровозе. Встаём друг за другом и поехали.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

Так-так-так-так.

(Медленно двигаем ручками) .

Все колесики стучат.

Так-так-так, так-так-так.

Паровоз идет по тише,

(Быстро двигаем ручками на каждый ударный слог.)

Остановка значит ближе.

Движения замедляются.

Ду-ду! Ду-ду!

(Поднимаем одну ручку ребенка вверх. Делаем короткие движения вверх-вниз.)

Воспитатель :

Ой, а что это мы остановились? Ребята на нашем пути большой завал из веток. Но что ребята придётся потрудиться.

Тогда давайте дружно разберём завал.

1. Д/игра «Завал»

Ребята обратите внимание на палки , одинаковые они или разные?

Дети : Разные.

Воспитатель :

Чем они отличаются?

Дети :

– Одни паки длинные, а другие короткие. Значит, они отличаются по длине.

Воспитатель :

А чтобы вам было веселее работать,предлагаю. Сыграть в игру «Кто быстрее» .

Дети делятся на две команды. Одна команда собирает длинные палки и складывает их в высокую корзинку, другая команда собирает короткие палки и складывает их в низкую корзинку.

-Воспитатель :

Молодцы, ребята! Отлично потрудились. Посмотрите, в какой красивый лес мы с вами приехали. Давайте пройдёмся по лесным дорожкам посмотрим, что же сейчас происходит в лесу. (Звучит музыка)

2. Д/игра «Птички на дереве»

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, как много птиц на дереве. Назовите птиц, которые вы узнали.

Дети :

Ласточки, журавли, скворцы, воробьи, грачи.

Воспитатель :

Назовите перелетных птиц?

Дети :

Ласточки, журавли, скворцы, грач.

Воспитатель :

Почему их называю перелётными?

Дети :

Птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают обратно .

Воспитатель :

Назовите не перелетную птицу?

Дети :

Воробей.

Воспитатель :

Почему воробья называю не перелётной птицею?

Дети :

Воробей не улетает на юг, он зимует в городе.

Воспитатель :

Давайте их посчитаем. А, чтобы птиц не спугнуть, будем вести себя тихо, и показывать количество птиц карточками.

На «пеньке» разложены карточки с количеством кругов от 1 до 5. На деревьях развешаны с группами птицы

Воспитатель показывает группу птиц, дети их называют и показывают карточку с количеством кругов.

Воспитатель :

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с мячом)

Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

Катаемся на коньках зимой, купаемся (летом)

Днём мы обедаем, а завтракаем… (утром)

Солнце светит днём, а луна. (ночью)

Весной листья распускаются, а опадают с деревьев (осенью)

Давайте с вами присядем на «Травку» и внимательно посмотрим, кто ещё живёт в лесу?

4. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Уже темнеет. Вот – вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане и контуров диких животных, наложенных друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют.

5. Дидактическая игра «Назовите детёныша»

Вот и солнышко взошло. Вот вышли на полянку гулять животные и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы –лисёнок

У волчицы – волчонок

У зайчихи – зайчонок

У медведицы – медвежонок

У ежихи – ежонок.

6. Упражнение на координацию речи и движения «Про медведя»

Воспитатель предлагает задержаться на полянке и рассказать сказку о медведе :

Ходит по лесу медведь, идут вперевалочку

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть, разводит руками в стороны, спрашивает

Чтобы мог медведь присесть?

То высок пенёк, поднимают руки на уровень груди

То торчит сучок, Сжимают пальцы в кулак и отставляют

Большой палец в сторону.

То мокрый мох,Сжимают и разжимают пальцы,

То мох пересох. Развернув ладони вниз, вверх.

Ох! Вытирают ладонью лоб.

То кричит сорока, Взмахивают руками,как крыльями.

То речка - разводят руки в стороны.

Нет хорошего местечка

Качают головой

Эта сказка о медведе,

Покачиваясь, переступают с ноги на ногу.

О медведе – привереде.

7 .Дидактическая игра «Кто, где спрятался?»

Животные спрятались кто куда? Посмотрите на иллюстрацию и назовите, где спрятались животные. Дети осматривают и называют.

Белка на дереве.

Заяц под деревом.

Медведь за деревом.

- Ёж перед деревом.

8. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Правила игры : Послушайте-ка правила игры. Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу ; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.

Прилетели птицы : голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.

Пришло время вернуться в детский сад. Мы с вами полетим на воздушном шаре.

Беритесь, за веревочку закрыли глаза и полетели

Понравилось вам сегодняшнее путешествие?

Чем занимались в лесу?

Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?

Конспект по ФЦКМ во 2 младшей группе

Тема: «Инструменты»

Цели:

Образовательные :

- Познакомить детей с инструментами и их назначением ;

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

Обогащать опыт детей в умении использовать различные инструменты (предназначенные для детей) по назначению;

Формировать умение сосредотачивать внимание детей на опасных, встречающиеся в повседневной жизни инструменты ;

Развивающие:

Развивать внимание, логическое мышление, память

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью (дать представление о том, что инструменты могут быть опасны и могут нанести вред организму)

Оборудование : предметные картинки; карточки, инструменты, игрушка-кот, ноутбук, проектор

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, вспомните сказку С. Маршака «Кошкин дом» . Что случилось с домом? (Дом сгорел.)

Что решили сделать кот Василий и котята? (Они решили построить новый дом.)

Кот Василий пришел сегодня к нам в гости и просит помощи.

Подумайте хорошо, прежде чем ответить, что нужно для постройки дома? (Нужны строительный материал и инструменты .)

Кот Василий не знает, как называются эти инструменты и для чего они нужны.

Про инструменты и для чего они нужны нам сегодня расскажут Кукутики (смотрим видио)

2. Давайте, еще раз вспомним названия инструментов (молоток, пила, дрель, топор, кисточка)

Давайте вместе поиграем в игру.

Игра «Что делают инструментом .

Воспитатель показывать инструмент , дети говорят, какие действия им выполняют.

Молотком забивают гвозди.

Топором рубят дрова.

Пилой пилят доски.

Кисточкой красят забор

Дрелю просверливают отверствия

Физминутка

Давайте, ребята и Василий мы с вами отдохнем.

Динь-дон, динь-дон -

Братцы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают всё кругом.

Мы к ним в гости придём

И подарки принесём.

На пол – мягкую дорожку,

Расстелив её к порожку,

Две подушки на диван,

Мёду липового жбан.

Закрепление

Ребята и кот Василий скажите, а инструментами можно играть?

Дети: возможные ответы детей

Воспитатель: Конечно нет – это опасно для здоровья! Их называют ещё «Опасные предметы».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие тяжелые инструменты. Кто может работать с такими инструментами, ребята?

Дети: Взрослые. Папа и дедушка.

Воспитатель: Что может случиться, если вы возьмете тяжелый молоток?

Дети: Молоток может упасть на ногу и сломать палец или прибить ноготь на пальце.

Воспитатель: Что может случиться, если вы возьмете плоскогубцы?

Дети: плоскогубцы могут прижать палец на руке. Будет очень больно.

Воспитатель: Эти инструменты очень тяжелые и опасные.

Игровое упражнение «Скажи, что изменилось?».

Ребята и Василий, внимательно посмотрите, как лежат инструменты,

запомните. Теперь закройте глаза.

Воспитатель убирает одну картину.

Откройте глаза и скажите, что пропало?

Рефлексия.

Ребята, как думаете мы помогли коту Василию?

Как мы ему помогали?

Теперь он знает, что такое инструменты и для чего они нужны, но про безопасность не забывай Василий.

Кот Василий благодарит вас всех и говорит, что теперь они быстро достроят дом и пригласят нас в гости.

До свидания кот Василий.



Похожие публикации