Infinityvostok - Женский портал

От рождения до трех лет. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет. Советы психолога (Смирнова Е.О.). Оценочная шкала поведения новорожденных Бразелтона

Показатели развития ребенка в раннем возрасте (от рождения до трех лет): развитие речи, сенсорное развитие, физическое развитие, развитие действий с предметами, социальное развитие и др. Подробное описание ориентировочных показателей по каждому возрастному этапу.

Развитие ребенка в раннем возрасте. Ориентировочные показатели.

Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки. В этой статье я хочу Вам рассказать об ориентировочных показателях развития детей раннего возраста, то есть детей от рождения до трех лет. Ко мне часто обращаются с вопросами, как развивается малыш – опережает ли возраст или отстает или развивается в соответствии со среднестатистической нормой. Об этом Вы сможете узнать, проанализировав таблицу показателей развития ребенка.

Для чего еще нужна эта простая и доступная всем табличка? Обязательно отмечайте в ней, как развивается Ваш малыш. Некоторые показатели развития ребенка могут понадобиться в дальнейшем, если вдруг возникнут проблемы. Например, некоторые мамы не могут ответить на вопрос, вовремя ли появился лепет у ребенка, когда он начал ползать и другие подобные вопросы. А эти данные о развитии малыша могут сказать многое специалистам, если возникнет ситуация, когда нужно будет оказать ребенку помощь или понять причину трудностей!

Для того, чтобы Вам было интереснее вести наблюдения за развитием ребенка , сделайте тетрадку или альбом «Я расту» , куда каждый месяц вписывайте то, что умеет малыш. Вписывайте в альбом интересные наблюдения, забавные ситуации, то, что Вас удивило или порадовало. Это будет Ваш дневник. А для ребенка, когда он вырастет – это будет неиссякаемый источник радости, силы, источник родительской любви, который он пронесет из детства через всю жизнь. Моя мама вела такой дневник и сохранила и свои записи, и свои письма в картинках ко мне и обо мне. И я очень благодарна ей за это. Не описать словами те чувства, которые возникают при перелистывании этих тетрадок!

Итак, что же умеет малыш в каждый месяц своего развития? Здесь, в этой статье даны классические научно-обоснованные и подтвержденные в многолетней практике и в серьезных исследованиях примерные показатели развития ребенка раннего возраста. Это база, основа, фундамент того, что умеет малыш в каждый возрастной период. Обратите внимание, что показатели даны по разным областям развития, ведь в развитии ребенка не должно быть перекосов в одну сторону в ущерб другим сторонам. Приведу пример «перекоса» в развитии: ребенок в год уже узнаёт – «читает» привычные и знакомые слова, то есть показывает нужные карточки со словами по просьбе мамы, которая с ним интенсивно занимается «ранним чтением». Но занимается в ущерб всему другому! Поэтому движения с предметами у этого малыша не развиты (он просто берет предмет на несколько секунд и сразу же его бросает, не обследует его), у малыша к году нет первых слов, и даже нет активного лепета, малыш в год не ходит, только ползает. Это отставание в развитии, а не «гениальность в чтении», и это надо понимать!

Сейчас в Интернете, в СМИ Вы можете встретить и другие показатели, которые серьезно занижены. Так, можно прочитать, что речь в норме у ребенка появляется только в 2 года. Почему такие разногласия?

Во-первых, всегда проще снизить норму и сказать, что всё в порядке. Ведь сейчас огромное количество детишек отстают от этих показателей прежних лет!

Во-вторых, чтобы малыш развивался, нужно общаться с ним во время ухода, причем общаться особым образом с учетом его возрастных особенностей. Нужно проводить с ребенком специальные игры с предметами, игры с пальчиками, физические упражнения, речевые игры — переклички. Причем каждой маме важно знать, какие конкретно упражнения нужны в каждом возрасте и как их проводить. Раньше эти знания давали всем мамам в поликлиниках, теперь уже такого обучения родителей нет (По крайней мере, в кругу моих знакомых нет ни одной семьи, которой бы рассказали о развитии ребенка в поликлинике. Обычно медики рассказывают о нормах, но как помочь малышу овладеть этими умениями и нормами – не говорят ни слова)! И получается, что малыши отстают от норм. Например, если регулярно и систематично не выкладывать ребенка на животик, а класть его всё время только на спинку, то он не сможет научиться держать голову в положенные сроки! А как научишься держать голову, если всегда лежишь на спине под развивающим детским центром и смотришь на игрушки прямо над собой! И малыш, и мама не «виноваты» в том, что ребенок не научился держать голову к нужному возрасту. Просто из-за незнания взрослых ребенок не получил тех упражнений, которые были ему жизненно необходимы в данном возрасте. А если с ним заниматься, как это было раньше, то многие проблемы просто бы не возникли.

Потеряв традиционную культуру развития ребенка в потешках, пестушках, в мамином массаже, в перекличках – диалогах с малышом, мы получили взамен суррогаты – «развивающие видео для трехмесячных детей» и прочие новшества – которые не развивают, а тормозят развитие ребенка, хотя носят громкое название «развивающих»! Именно поэтому я и стала вести , где даю классику игр, домашних занятий, упражнений для самых маленьких – действительно развивающих, составляющих базу, основу развития малышей. И даю показатели развития ребенка и перечень базовых игр и упражнений конкретно по каждому месяцу.

Нужно учитывать, что данные показатели развития ребенка – это база, основа, которая может быть дополнена в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого малыша. Ведь все семьи разные, и все малыши разные, и все развиваются в своем индивидуальном темпе.

Давайте познакомимся с ориентировочными показателями развития детей.

Показатели развития ребенка в младенческом возрасте (до года)

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская, Э.Л. Фрухт)

Информацию о показателях развития ребенка до 3 месяцев Вы найдете в статьях подрубрик:

Возраст 3 месяца

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. Ищет, откуда идет звук.

Зрительно сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого, на игрушках.

Эмоции при общении: Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами того, кто издает звуки.

Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью.

Движения общие: Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Повторно произносит отдельные звуки.

Подробное пошаговое описание упражнений и игр для ребенка 3 месяцев Вы найдете в рубрике

Возраст 4 месяца.

Слуховые ориентировочные реакции: Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; различно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Зрительные ориентировочные реакции: Узнает маму и радуется ей.

Эмоции при общении: Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Ребенок громко смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, радуется, тянется к нему.

Движения рук и действия с предметами: Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку.

Движения общие: Более выраженные показатели трех месяцев.

Подготовительный этап развития речи: Гулит.

Игры, потешки и упражнения для детей 4 месяцев Вы найдете в статье

Возраст 5 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: Узнает голос матери или близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует на них.

Зрительные ориентировочные реакции: Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Эмоции при общении: Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения рук и действия с предметами: Четко берет из рук взрослого игрушку, удерживает ее в руке.

Движения общие: Долго лежит на животе, подняв корпус, опираясь на колени, стоит на выпрямленных руках; Переворачивается со спины на живот; Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Подготовительный этап развития речи: Подолгу, певуче гулит.

Подробнее о развитии ребенка в 5 месяцев, играх, игрушках, упражнениях для пятимесячных детей Вы можете прочитать в статье —

Возраст 6 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Зрительные ориентировочные реакции: Ярче проявляются показатели пяти месяцев.

Эмоции при общении: Ярче проявляются показатели предыдущих месяцев.

Движения рук и действия с предметами: Свободно берет игрушки из различных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую.

Движения общие: Переворачивается с живота на спину; передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Подготовительный этап развития речи: Произносит отдельные слоги (начало лепета).

Подробнее об играх и упражнениях с шестимесячными детьми и показателях их развития Вы можете прочитать в статье

Возраст 7 месяцев.

Движения рук и действия с предметами: Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее.

Движения общие: Хорошо ползает – много, быстро и в разные стороны.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, неоднократно называемый и находящийся постоянно в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Игры и упражнения с малышом Вы найдете в статье

А также из нее Вы узнаете, чо такое «деловое общение» с самыми маленькими детьми; с какого возраста полезно слушать аудиосказки, что такое эмоциональная привязанность, хорошо это или плохо.

Возраст 8 месяцев.

Эмоции при общении: Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.

Движения рук и действия с предметами: Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушкой (например, толкает мяч, стучит, вынимает)

Движения общие: Сам садится, сидит и ложится. Придерживается руками за барьер, стоит и опускается. Перешагивает, держась за барьер.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянном месте. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (например, «пока-пока», «ладушки»)

Подробнее об особенностях развития ребенка 8 месяцев, игры и упражнения для этого возраста Вы найдете в статье

Возраст 9 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: совершает плясовые движения под плясовую музыку.

Эмоции при общении: Ползет навстречу другому ребенку. Подражает действиям и движениям другого человека.

Движения рук и действия с предметами: С игрушками действует по –разному, в соответствии с их свойствами (катает, открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и так далее).

Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «где?» показывает несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их расположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослым, повторяя за ними слоги.

Возраст 10 месяцев.

Эмоции при общении: действует рядом с ребенком, одной игрушкой с ним.

Движения рук и действия с предметами: Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, снимает. Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Движения общие: Всходит на невысокую поверхность или на детскую деревянную горку. Держась за перила, сходит с горки.

Подготовительный этап развития речи: По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. Выполняет по заказу и напоминанию разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона» и другие. Подражает взрослому и повторяет за ним новые слоги.

Возраст 11 месяцев.

Эмоции при общении: радуется приходу детей, избирательно относится к ним.

Движения рук и действия с предметами: Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого – накладывает кубик на кубик, снимает и нанизывает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие: Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

Подготовительный этап развития речи: По словесной просьбе выполняет разные действия с игрушками (водит куклу, кормит собачку и т.п.) Появляются первые обобщения в понимаемой речи – например, по просьбе дать мяч дает любой мяч, а не один конкретный. Или по просьбе «дай лялю» дает любую куклу, а не одну конкретную. Произносит первые слова: «дай», «ав-ав», «бах» и другие.

Возраст 12 месяцев (1 год).

Слуховые ориентировочные реакции: По слову взрослого отличает кирпичик от кубика.

Зрительные ориентировочные реакции: Узнает знакомого взрослого на фотографии.

Эмоции при общении: Протягивает и отдает игрушку другому ребенку, сопровождая это словами или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Движения рук и действия с предметами: Различает предметы по форме (кубик от кирпичика). Выполняет самостоятельные разученные действия с игрушкой. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: кормит мишку, куклу, лошадку, собачку и т.д.; водит киску, куклу, мишку, зайку и так далее.

Движения общие: Ходит самостоятельно, без опоры.

Подготовительный этап развития речи: Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имен детей и взрослых, отдельные поручения («найди», «принеси», «покажи» и т.п.). Понимает слово «нельзя». По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушкой. Легко подражает новым слогам, облегченным словам.

Показатели развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет).

Данные ниже показатели развития ребенка выявлены в ходе изучения закономерностей развития детей в определенных условиях воспитания.

Разные умения формируются в разные периоды развития малыша с разной интенсивностью. Поэтому при оценке особенностей развития ребенка выявляются показатели в эпикризные сроки. Это 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года. Именно в данном возрасте оцениваются достижения ребенка в развитии.

Систему игр и упражнений для детей 1-2 лет Вы найдете в рубрике

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора)

Возраст 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца

Развитие речи:

Ребенок легко отвечает на инициативу взрослого в общении, иногда сам проявляет инициативу.

А) Понимание речи: Запас понимаемых ребенком слов быстро растет.

Б) Активная речь: Лепечет, произносит отдельные облегченные слова в момент радости и двигательной активности.

Как определить?

  1. Понаблюдайте за ребенком во время игр и в быту.
  2. Попросите найти игрушку (например, часы, машину, мишку, собачку). Находит предметы обуви, одежды.
  3. Дайте игрушку и попросите поиграть с куклой Лялей, поплясать, положить спать. Малыш выполняет действия с куклой по Вашему слову, демонстрируя понимание Вашей речи.
  4. Спросите малыша, где кроватка, где стол, где мы кушаем, где мы моем ручки. Понимает ли он Вашу речь? Ориентируется ли дома по Вашему слову?

Сенсорное развитие: Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (может показать большой и маленький предмет из двух предложенных, разница в размере 3 см).

Как определить: Возьмите два вкладыша – куба. Один размером грани 10 см, другой – 7 см. Выложите из большого куба маленький и положите рядом. Попросите ребенка вложить маленький куб в большой. Дайте ему возможность попробовать 2-3 раза. Не помогайте и не подсказывайте! Малыш делает задание сам.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные со взрослым (кормит куклу, нанизывает кольца на стержни).

В игре со строительным материалом ставит один кубик на другой (башенка), кладет кирпичики плашмя (дорожка), воспроизводит действия взрослых.

Как определить?

  1. Поставьте перед малышом куклу и игрушечную тарелочку или мисочку и предложите ему покормить куклу.
  2. Покажите, как построить из кубиков и кирпичиков простейшие постройки (дом, машинка» и предложите построить самому.
  3. Дайте малышу пирамидку с 4-5 кольцами и предложите нанизать колечки на стержень пирамидки (кольца одинаковой величины, их размер не учитывается). Ребенок должен выполнить все три действия.

Движения: ходит длительно, не присаживаясь (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игр и прогулки.

Навыки: самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Как определить? Понаблюдайте, как ест ребенок — во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи он может съесть с помощью взрослого.

Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге.

Возраст 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев

Развитие речи:

Проявляет инициативу во взаимодействии со взрослыми по разным поводам.

А) Понимание речи: Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (например, по просьбе «дай собачку» может дать разные игрушки-собачки из предложенных, так как выделяет главные, отличительные признаки собаки в отличие от других зверюшек)

Как определить? Поставьте перед ребенком на столике предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Попросите малыша найти собачку (можно дать другое задание – найти кошку). Затем поменяйте игрушки местами и еще раз скажите: «Где собачка? А где другая собачка?». Для задания лучше взять незнакомые игрушки.

Б) Активная речь: Произносит облегченные слова (би-би, кис-кис и другие) правильно. Произносит название предмета полностью в момент сильной заинтересованности (киса, утя)

Как определить? Возьмите красивую коробку или мешочек. Сюрпризный момент – Вы неожиданно показываете малышу игрушки, которые достаете из коробки или мешочка – например, куклу, зайчика, котенка, петушка или машинку. Спрашиваете при этом «Кто это?» Или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченными словами или правильно (ляля, кукла).

Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4- контрастных формах предметов (отличает шар, куб, призму, кирпичик).

Как определить? Положите перед ребенком 3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы. Прокатите шарик по горке (сделайте горку с желобком из подручных материалов). Попросите малыша найти еще шарики и скатить их. После этого возьмите один кубик, поставьте его. Попросите ребенка найти еще кубики и построить дом.

Игра и действия с предметами: Отображает в игре отдельные наблюдаемые жизненные и бытовые действия

Воспроизводит действия взрослых, ставит кирпичик на узкую грань (строит забор).

Как определить? Положите перед малышом предметы: куклу и расческу или куклу и носовой платочек. Скажите либо «Кукла не причесана», либо «У куклы грязный нос». Малыш причесывает куклу, вытирает ей нос.

Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.

Движения: Перешагивает через препятствия приставным шагом.

Как определить ? Положите на пол брусочки или палку. Покажите, как перешагнуть через них приставным шагом. Попросите малыша перешагнуть.

Навыки: Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время кормления. Малыш в 1 год 6 месяцев съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки. При этом он держи черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Изобразительные умения: Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге.

Возраст 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев.

Развитие речи:

Контактирует не только со взрослыми, но и со сверстниками, эмоционально отзывается на общение.

А) Понимание речи: Понимает несложные рассказ по сюжетным картинкам, отвечает на вопросы взрослого. Отыскивает на картинках изображения знакомых действий.

Как определить? Покажите малышу одну за другой картинки с изображением знакомых сюжетов (4-5 картинок, например: «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают»). По каждой картинке задайте вопросы ребенку: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом (не обязательно предложением).

Б) Активная речь: Пользуется предложениями из двух слов.Обозначает свои действия во время игры словами и двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными.

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игры и в быту. Ребенок в 1 год 9 месяцев сопровождает свои действия двухсловным предложением (пример — «Кукла спать»).

Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубиков, колец пирамидки) с разницей в 3-4-см.

Как определить? Вам понадобятся кубы-вкладыши (4 см, 7 см, 10 см). Достаньте кубы один из другого и поставьте их на столе вразнобой. Предложите малышу их собрать. Малыш в 1 год 9 месяцев собирает вкладыши – кубы в соответствии с их величиной.

Игра и действия с предметами: Воспроизводит несложные сюжетные постройки типа «Ворота», «Самолетик», «Дом», «Скамейка».

Как определить? Покажите малышу, как строить (поставить два кирпичика вертикально, положить один кирпичик на них сверху горизонтально). Предложите построить ворота.

Движения: Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см (доска, скамейка) и приподнятой над полом на 15-20 см)

Как определить? Малыш в 1 год 9 месяцев должен пройти по доске данного размера без Вашей помощи (войти на доску и сойти с нее может при помощи взрослого).

Навыки: Частично раздевается с небольшой помощью взрослого.

Как определить? Во время раздевания ребенок снимает ботинки (с развязанными шнурками), туфли (расстегнутые). Взрослый может немного помогать.

Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа.

Возраст 1 год 10 месяцев – 2 года.

Развитие речи:

А) Понимание речи: Понимает рассказ без показа, особенно бывший в опыте ребенка.

Как проверить: Расскажите малышу рассказ о хорошо знакомых ему событиях (как на прогулке видели собачку или кошку, как кормили голубей и т.п.). Не используйте картинок или игрушек при рассказывании. После рассказа задайте вопросы по его содержанию (3-4 вопроса). Ребенок отвечает на них словом или коротким предложением, демонстрируя понимание содержания Вашего рассказа.

Б) Активная речь: При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.

Как определить: Во время игр, прогулки, общения малыш обращается к взрослым с речью, говоря трехсловными предложениями (т.е. предложениями из трех слов).

Сенсорное развитие: Подбирает по образцу и по слову 3-4 контрастных цвета. Подбирает пары предметов по цвету (найди такого же цвета).

Как определить? Вырежете из цветного картона три пары носков или варежек (силуэты). Они должны быть трех цветов: красные, зеленые, синие. Разложите перед ребенком получившиеся картинки в следующей последовательности: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Малыш подбирает к каждой варежке (или к каждому носку) пару по цвету.

Игра и действия с предметами: В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетных игр). Например, куклу сначала купает, затем вытирает полотенцем. Или мишке сначала моет лапки, потом завязывает нагрудник, потом кормит. Строит несложные постройки (стол, стул, кровать). Играет рядом со сверстниками (как другие дети кормит куклу, вставляет фигурки в отверстия и др.), проявляет интерес к играм сверстников.

Как определить: Положите перед малышом предметы и игрушки: куклу – голыша, кубик (вместо мыла), губку, полотенце, ванночку. Создайте игровую ситуацию, скажите «Кукла грязная, испачкалась». Ребенок сначала сажает куклу в ванночку, намыливает, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый не подсказывает последовательность действий.

Движения: Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Как определить? Разложите на полу 4 брусочка на расстоянии 20 см друг от друга. Покажите, как перешагивать через них чередующимся шагом (не приставляя одну ногу к другой во время перешагивания). Попросите малыша пройти так же.

Навыки: Частично надевает на себя одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого.

Как определить? Понаблюдайте, может ли ребенок сам надеть шапку, ботинки, носки. Допустима небольшая помощь взрослого.

Изобразительные умения: Рисует горизонтальные и вертикальные линии, подражая взрослому («дождик», «травка», «салют», «дорожка» и т.д.)

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н. М. Аксарина, Т.В. Пантюхина).

Возраст 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев

Развитие речи

Активная речь: Ребенок говорит многословными предложениями (в предложении более 3 слов). В речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»

Понимание речи: Понимает рассказ без показа о событиях, которые были в опыте ребенка.

Как определить: Понаблюдайте за малышом в повседневном речевом общении, побеседуйте с ним на любую интересную для ребенка и близкую ему тему. В диалоге малыш хотя бы раз использует трехсловное предложение, может ответить на Ваши вопросы, сам задает вопросы.

Сенсорное развитие:

А) Воспроизведение формы: По образцу подбирает геометрические формы. Ориентируется в 6 контрастных формах предметов – шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Как проверить: Попросите малыша подобрать такую же форму по образцу.

Б) Воспроизведение цвета: Подбирает по образцу разные предметы 4 основных цветов – красный, синий, желтый, зеленый («Спрячь мышку» и другие игры).

Как проверить: Вам понадобятся цветные карточки (красная, зеленая, синяя, желтая). Также подготовьте 8 предметов, должно быть по два предмета каждого цвета. Например, красный цвет – красный карандаш, красный кубик. Желтый цвет – желтый игрушечный утенок, желтый маленький мячик. Покажите малышу цветные карточки. Возьмите один предмет в руки и спросите, куда его нужно положить. Малыш подбирает по цвету два предмета к каждой цветной карточке.

Сюжетная игра: В игре сюжетного характера ребенок отражает взаимосвязь и последовательность 2-3 действий.

Как определить: Понаблюдайте за игрой малыша. В ней должны присутствовать цепочки последовательных логически обоснованных действий (например, сначала нужно помыть лапки мишке, завязать нагрудник, а потом уже его кормить, а не наоборот). Дайте ребенку игровой набор для игры в продавца, доктора или парикмахера. Понаблюдайте, выполняет ли малыш в игре цепочку из 2-3 связанных между собой действий.

Изобразительные умения: умеет рисовать замкнутую кривую линию.

Конструктивные умения: Самостоятельно делает сюжетные постройки из строительного материала и называет их.

Движения: Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см.

Навыки: Ест достаточно аккуратно. Самостоятельно одевается, но не умеет сам застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Как определить: Понаблюдайте за ребенком после сна, во время сбора на прогулку. Малыш в два с половиной года может самостоятельно надеть шапку, рубашку, штаны, пальто (без завязывания шнурков и застегивания на пуговицы).

Возраст 2 года 7 месяцев – 3 года.

Развитие речи.

Активная речь: Начинает употреблять сложные предложения. Появляются вопросы «Когда?», «Почему?»

Понимание речи: Понимает сказки и рассказы о событиях, которых не было в опыте ребенка, но ему знакомы отдельные элементы.

Как определить: Понаблюдайте за ребенком во время общения с ним на разные темы. Есть ли у него в речи сложные предложения (хотя бы одно), какие вопросы он Вам задает, понимает ли Ваш рассказ о новых событиях, в которых ему знакомы лишь отдельные элементы.

Сенсорное развитие:

А) Воспроизведение формы: В своей деятельности правильно использует геометрические формы по назначению (накладывает на силуэт, вкладывает в отверстия соответствующей формы).

Б) Воспроизведение цвета: Называет 4 основных цвета.

Как определить: Возьмите 8 цветных предметов разной формы (это должны быть знакомые ребенку предметы) четырех основных цветов – красный (2 предмета – например, красный флаг и красный карандаш), зеленый (два предмета – например, зеленый мяч и зеленый игрушечный крокодил), желтый, синий. Показывайте предметы и спрашивайте, какого они цвета.

Сюжетная игра: Появляются элементы ролевой игры.

Как определить: Понаблюдайте за игрой ребенка. Он берет на себя роль и выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Сопровождает свои действия речью.

Конструктивные умения: Появляются сложные сюжетные постройки (дом, лестница, гараж) , ребенок называет их и обыгрывает с игрушками.

Изобразительные умения: С помощью карандаша, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их (яблоко, солнышко, зайка, окно, мячик и так далее).

Движения: Перешагивает через веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см.

Навыки: Пользуется салфеткой при еде. Самостоятельно одевается при небольшой помощи взрослого. Может застегнуть пуговицы. Стремится к самостоятельности.

Литература по теме для специалистов, работающих с детьми раннего возраста:

  • Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М., 2006
  • Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 2004
  • Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М., 2005

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Первый год жизни

Новорожденный (0–3 мес)

  • 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
  • 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
  • 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое "агу"..

«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.

Первый период младенчества (3–6 мес)

  • 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
  • 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
  • 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 мес)

  • 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
  • 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать - кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
  • 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
  • 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
  • 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.

Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.

Ребенок от года до трех лет

Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

  1. Год – полтора года: малыш-исследователь.
  2. Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.
  3. Два – три года: .

Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?

От года до двух лет

  • Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
  • Все его эмоции одинаково сильны.
  • Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
  • В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
  • Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
  • Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
  • Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
  • Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
  • Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
  • Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать по-чаще.
  • После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
  • Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
  • Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
  • Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.


От двух до трех лет

  • Словарный запас малыша стремительно расширяется.
  • К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.

Вот и наступил миг долгожданного счастья. В ваших руках теплый маленький комочек – самый родной на свете человек, ваш первенец. Боль, страх и переживания, если они и были, то уже давно забыты. Ведь ОН родился!

Теперь у вас настоящая полноценная семья. И с этого момента вся ваша жизнь будет подчинена этому маленькому хозяину положения. Малыш наполнит ее радостью и новыми открытиями. В его чертах вы будете находить сходство с собой и мечтать о том, кем и каким он будет. А ведь это во многом зависит от вас. С грудничкового возраста и до трех лет малыш проходит самый активный путь своего развития, у него определяются и развиваются способности, в его организме закладывается фундамент здоровья, а в характере – полезные привычки. Правильно ухаживать за малышом и развивать ребенка нужно с самого рождения, но делать это деликатно, не форсируя события и не травмируя психику. Для каждого возраста есть свои игрушки, свои игры и свои физиологические законы, которые нельзя игнорировать. Обо всем этом расскажет наша книга. Кроме того, и это самое главное, книга научит вас, как вырастить здорового малыша, что довольно непросто в наше время, когда продукты консервированы, воздух загазован, а водопроводная вода с примесями. Как выбрать экологически чистые продукты, где и сколько гулять, когда начинать путешествовать, какую воду пить и т. д. и т. п.

А пока вы оказались дома наедине с грудничком и не знаете, с чего начать: кормить, гулять или пеленать? Вы растеряны и? может быть? даже испуганы, справитесь ли? Не волнуйтесь, в нашей книге вы найдете ответы на любой интересующий вас вопрос: сколько времени нужно кормить грудничка? Что делать, если пропало грудное молоко? Почему ребенок ночью плачет? Когда начинать купать? Как обрабатывать пуповину? Как уберечь от болезней? Какие игрушки покупать? Нужно ли учить плавать с рождения? Что такое энцефалопатия и стоит ли ее бояться? Когда начинать прикорм? Как помочь, если режется первый зубик? Чем помочь при кишечных коликах и почему они происходят?

Почти каждая молодая мама, только что приехавшая из роддома, волнуется и переживает, справится ли она с трудностями. Кстати, послеродовая депрессия – явление очень распространенное и неприятное, поэтому не стоит тратить на нее время. Мы научим вас, как избежать этого. Тогда вы не только будете успевать ухаживать за малышом и получать от этого удовольствие, но и у вас останется время на себя и на мужа. Кстати, мужьям в нашей книге посвящена отдельная глава, ведь роль отца формируется в сознании малыша с первых дней. Какое участие отец будет принимать в жизни ребенка, так к нему впоследствии и будет относиться подросший малыш. Поэтому, молодые папы, не ждите момента, когда ваше дите будет способно сыграть с вами в шахматы. Начинайте с ним общаться раньше, и вам будет обеспечено взаимопонимание с сыном или дочерью на всю жизнь.

Ну а бабушки и дедушки тоже не должны стоять в стороне.

Чем большей любовью окружен малыш, тем лучше. Но у каждого взрослого – своя роль. Читайте книгу и вы найдете в ней вопросы, которые обязательно приходят в голову молодым родителям, бабушкам и дедушкам, а самое главное – ответы на них с позиций современной жизни.

1
Рождение ребенка и уход за ним

1. Первый день после родов

Вы, конечно, немного устали, ведь вы выполнили очень напряженную работу. Но не менее вас устал и ваш ребенок. Кроме того, он сейчас получил массу новых впечатлений от этого светлого, наполненного разными красками и звуками мира. Поэтому теперь он тоже должен как следует отдохнуть. А вы можете наслаждаться общением с младенцем, который сладко посапывает у вас на груди. Но пройдет всего несколько дней, как малыш начнет проявлять любознательность. Лежа на животе, он уже будет на короткое время приподнимать голову, одинаково хорошо двигать руками и ногами и даже фокусировать взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 20–30 см от него. А сегодня ему исполнился один день, впереди – большая интересная жизнь. С каждым днем он будет меняться и расти у вас на глазах и, конечно, требовать все большего внимания и ухода. Пока вы еще неуверенно берете малыша на руки, трепетно пеленаете его, осторожно дотрагиваясь до крошечных пальчиков. Но пройдет совсем немного времени, и вы станете опытной мамой, научитесь понимать ребенка и отвечать на все его запросы. А пока я помогу вам в этом нелегком, но таком благодарном деле своими советами.

Первый осмотр ребенка

Несмотря на полученные в школе будущей мамы знания и прочитанные книги, вас не оставят один на один с новорожденным, а помогут и подскажут, как его пеленать, кормить, мыть и т. д. Наблюдая, как осматривает младенца врач, вы поймете, что важно не упустить, осматривая малыша дома. А следя за руками медсестры, ловко пеленающей ребенка, вы научитесь не бояться своего малыша, а уверенно обращаться с ним. Кроме того, вам надо будет научиться осматривать своего малыша.

Самый первый медицинский осмотр вашего ребенка делает врач в родильном отделении сразу после его появления на свет. Доктор не только проверяет, все ли с малышом в порядке, но проводит необходимые процедуры:

Очищает дыхательные пути младенца путем отсасывания через нос. Иногда это делают сразу после того, как появится головка, иногда уже после того, как ребенок выйдет целиком.

Зажимает и обрезает пуповину, накладывая мазь с антибиотиком. Причем зажим могут оставить на месте еще на сутки.

Проверяет детское место и определяет его состояние, убеждаясь, что оно цело.

Проверяет ребенка по шкале Апгар, то есть оценивает физическое состояние ребенка.

Вводит глазные капли (раствор азотнокислого серебра или антибиотик), чтобы не допустить занесение гонококка.

Проверяет, правильно ли выглядят все части тела, считает пальцы на руках и ногах.

Делает инъекцию витамина К для улучшения свертываемости крови ребенка.

Взвешивает ребенка. Средний вес младенца составляет 3,4 кг, а нормальным считается вес от 2,5 до 4,5 кг.

Измеряет рост ребенка. Средний рост составляет 50 см, а в норме колеблется от 46 до 56 см.

Измеряет окружность головы. Средняя составляет 35 см, нормальной считается окружность от 32,8 до 37,3 см.

Берет кровь из пятки для анализа на фенилкетонурию и гипотиреоз, кровь из пуповины для определения резус-фактора и других обязательных анализов, в том числе на содержание сахара в крови.

Определяет гестационный возраст, то есть время, проведенное в утробе. Это касается недоношенных детей.

После проведенного осмотра ребенку надевают на ручку идентификационную табличку, позволяющую не перепутать ваше дитя с другими младенцами.

Этот осмотр, скорее всего, вам не удастся увидеть своими глазами. Даже если вы будете присутствовать при нем, то вряд ли запомните и сможете задавать интересующие вас вопросы, поскольку вы очень устали и нуждаетесь в отдыхе. Но на следующий день доктор повторит осмотр с вашим непосредственным участием и даже проведет его более детально. Тогда вы сможете задать все интересующие вас вопросы. Конечно, вам будет интересно узнать, что такое шкала Апгар и высоко ли оценено физическое состояние вашего ребенка, а также многое другое. Чтобы вы были более компетентны в этих вопросах, вам стоит познакомиться с общими понятиями заранее.

Правила для мамы в первые дни после родов

Чтобы быстрее восстановить свои силы, вам надо соблюдать некоторые правила. Вот они:

Первые сутки после родов как можно больше лежите на спине. Вставайте только при необходимости.

Прикладывайте ребенка к груди по его требованию.

Больше пейте и ешьте легкоусвояемую пищу.

Чаще опорожняйте мочевой пузырь. Не терпите!

В конце вторых суток выбирайте еду со слабительным эффектом или принимайте легкое слабительное средство.

Надевайте только хлопчатобумажное белье.

Промывайте промежности отваром коры дуба или ромашки.

Со второго дня принимайте контрастный душ, делайте упражнения для мышц промежности и тазового дна, а также упражнения для мышц брюшного пресса.

2. Рефлексы и возможности новорожденного

Время от времени в печати появляются сенсационные сообщения о том, что новорожденный заговорил целыми словами или сразу встал на ножки. Все это, конечно, байки. Трудно найти в мире существо, более нежное, хрупкое и ранимое! Ведь он еще так беспомощен… Но кое-что появившийся на свет младенец все же делать умеет. Хотя эти действия – пока лишь его рефлексы.

Рефлексы новорожденного – это врожденная реакция младенца на различные раздражители. Существуют особые методы, по которым определяется правильная реакция. Если она отсутствует или ослаблена, значит, у ребенка проблемы, над которыми нужно работать, или какая-либо патология развития. Каждый рефлекс новорожденного проявляется лишь определенное время, а затем исчезает. После этого малыш начинает уже осознаyно реагировать на ситуацию.

Какие же рефлексы присущи новорожденному?

Рефлексы новорожденного
Рефлекс Моро или испуг

Внезапный или громкий шум, а также ощущение падения заставляют маленького ребенка вытянуть руки и ноги, выгнуть спину и запрокинуть голову, затем прижать к груди руки со сжатыми кулаками. Такая реакция у малыша появляется в течение 4 месяцев и даже полугода.

Рефлекс Бабинского

Если мягко погладить подошву по направлению от пятки к пальцам, то пальцы резко выпрямятся вверх, а ступни повернутся внутрь. Вы можете и сами проверить эту реакцию на малыше. Она будет продолжаться еще долго – от 6 месяцев до 2 лет, после чего пальцы сгибаются внутрь.

Сосательный рефлекс

Попробуйте прикоснуться к щеке младенца и погладить ее – он тут же повернется в сторону раздражителя, открыв рот и приготовившись сосать. Сосательный рефлекс продолжается до 3–4 месяцев, а то и дольше. Особенно явно он проявляется во сне.

Шагающий рефлекс

Это очень веселый рефлекс, который демонстрирует желание малыша ходить. Возьмите новорожденного под мышки и старайтесь удерживать его в вертикальном положении над столом или другой плоской поверхностью. Он поднимет сначала одну ногу, потом другую, как бы совершая шаги. Этот рефлекс проявляется на пятый день после рождения и продолжается до 2 месяцев. Однако не думайте, что ребенок по-настоящему учится ходить, – это всего лишь рефлекс.

Хватательный рефлекс

Играя с ребенком, вы и сами можете обнаружить этот рефлекс. Попробуйте прижать палец к его ладошке, и он тут же сожмет его всеми пальчиками, да так крепко, что трудно будет освободиться. Хватательный рефлекс продолжается до 4 месяцев.

Рефлекс шейного тонуса

Только не подумайте, что у вашего малыша особый спортивный талант – так поступают все новорожденные дети, а именно принимают «фехтовальную стойку», если их положить на спину. При этом голова ребенка повернута набок, рука и нога с одной стороны вытянуты, с противоположной – поджаты. Этот рефлекс может присутствовать при рождении или проявиться приблизительно в 2 месяца и исчезнуть около 6-месячного возраста.

Определение этих рефлексов может стать веселой игрой с малышом, только не стоит очень утомлять ребенка, заставляя «шагать» или постоянно поворачивать головку то в одну, то в другую сторону. Если рефлексы не работают должным образом, не пугайтесь, ведь ребенок может устать, или вы что-то делаете не совсем правильно. Повторите эксперимент еще раз, и если вас что-то насторожило, посоветуйтесь с доктором.

Что такое шкала Апгар

Шкала Апгар – это обязательный и самый первый тест, по которому проверяют развитие только что родившегося ребенка. Изобретателем теста была анестезиолог Виржиния Апгар, которая предложила оценивать состояние ребенка по пяти категориям и десятибалльной системе. Наблюдения делают два раза: через минуту после рождения и через пять минут. Хорошему развитию и физическому состоянию малыша соответствует оценка от 7 до 10 баллов. Таким детям требуется обычный уход. Удовлетворительным состоянием ребенка считается оценка от 4 до 6 баллов, но этим детям оказывают некоторые реанимационные процедуры. А результат ниже 4 баллов требует немедленного оказания помощи для спасения их жизни. После проведенных мероприятий такие дети, как правило, догоняют в развитии своих сверстников.

Для оценки состояния ребенка проверяются основные параметры: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи. Показатели сверяют по следующей таблице:


Оценочная шкала поведения новорожденных Бразелтона

Этот тест используют реже, однако считается, что он более информативный и показательный в смысле дальнейшего развития ребенка. Тем не менее, ввиду того, что этот тест более трудоемкий, он не вошел в активную практику детских врачей, хотя в определенных случаях все же используется. По вашему желанию доктор может оценить малыша по тесту Бразелтона, разработанному детским врачом. Наблюдение за ребенком проводится в течение 30 минут, но может продлиться и несколько дней. Для этого применяются различные раздражители: колокольчики, цвета, формы, погремушки, огоньки. А доктор проверяет, как новорожденный реагирует на них и вообще относится к их присутствию рядом.

При этом анализируются четыре показателя:

Интерактивное поведение – то, как ребенок общается с людьми, включая его активность и защитную реакцию.

Моторное поведение – рефлексы и мышечный тонус.

Контроль физиологического состояния – насколько быстро ребенок способен успокоиться самостоятельно или с посторонней помощью после того, как был выведен из равновесия.

Реакция на стресс, в том числе на испуг.

В отличие от предыдущего теста, здесь подсчитываются не средние баллы, а наивысшие. То есть задача исследователя состоит в том, чтобы выявить самые лучшие показатели поведения ребенка, для этого он опирается на помощь мамы.

Использование этого теста необходимо в том случае, если ребенок имеет какие-либо проблемы с весом или кажется нервным. Наблюдения за ребенком не только дают возможность увидеть его наилучшие стороны, но и пробудить его потенциальные возможности.

Что может новорожденный

Сон занимает 80% времени малыша. Он еще не смещен на ночное время и является образом жизни. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания – со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.

Первый объект, который выделяет ребенок, – человеческое лицо. В результате сосредоточения на лице матери возникает важное открытие периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления – это первый акт поведения и первый акт общения, поскольку является попыткой воздействовать на взрослого.

В течение первого года жизни идет активное психическое развитие, вырабатывается координация движений. Ребенок учится сидеть, ползать, ходить, начинает развиваться речь. К концу первого года он произносит первые слова.

3. Уход за новорожденным

Ну вот, вы и убедились, что ваш ребенок родился здоровым с нормальными физическими показателями. Теперь можно немного расслабиться и начать осваивать новую науку – науку ухода за новорожденным. Сейчас, пока вы в роддоме, помыть и спеленать малыша вам поможет медсестра, но лучше начинать все делать самой, иначе дома вы можете растеряться. Итак, не тревожьтесь: ребенок – хоть и нежное создание, но не фарфоровый, чтобы бояться прикоснуться к нему. Возьмите малыша на руки и крепко прижмите к себе – вы опять вместе. Совсем скоро вы отправитесь домой, где малыша встретит светлая комната с красивой кроваткой и другими вещами, так заботливо приготовленные вами в то время, когда вы трепетно ожидали этого счастливого момента – возвращения домой вместе.

Первый день дома

Итак, вы первый день дома. Ваш малыш сладко потянулся в своей кроватке. Пока он еще не хочет есть, можно воспользоваться этим временем и внимательно осмотреть малыша. Положите его на пеленальный столик или специальную доску, покрытую толстым одеялом и сверху пеленкой. Следите за тем, чтобы поверхность была ровной, а не покатой. Рядом со столиком должны находиться все необходимые средства для утренних процедур. Итак, начнем.

Утренние процедуры
Промывание глаз

Сначала осмотрите глаза. Глазные щели должны быть одинаковой величины. Небольшие кровоизлияния на склере могут остаться после родов, но пусть это вас не беспокоит – они скоро пройдут. Посмотрите, нет ли выделений из глаз. Промывайте глаза в любом случае. Если вы заметили выделения на одном глазу, начинайте промывать со здорового глаза, чтобы не занести в него инфекцию. Намочите в заранее подготовленной миске с теплой кипяченой водой стерильный ватный тампон. Мягкими движениями промойте глазки от наружного угла глаза к носу, каждый раз меняя тампон. Обязательно сообщите доктору о замеченных выделениях из глаз.

Обработка носика

Возьмите стерильный кусочек ваты и туго свейте из него жгутик. Затем слегка смочите его в заранее стерилизованном вазелиновом или подсолнечном масле. Для этого пузырек с маслом с чуть приоткрытой крышкой нужно поставить в кастрюльку с водой, которую поместить на огонь и 10 минут прокипятить, после чего остудить. Масляным жгутиком размягчите корочки в носу, поворачивая его в носовых ходах вокруг своей оси. Следующим, уже сухим, жгутиком удалите размягченную корочку. Ватные палочки применять ни в коем случае нельзя, так как можно поцарапать нежную слизистую оболочку носа младенца.

Умывание личика

Под краном умываться еще рано, поэтому используйте миску с кипяченой водой. Ватным тампоном, смоченным кипяченой водой, аккуратно протрите лицо. Затем промокните его мягким полотенцем или чистой пеленкой. Если кожа на щечках слегка шелушится, после умывания ее нужно смазать детским кремом, взяв его на кончик пальца.

Осмотр полости рта

Нежно нажимая пальцем на подбородок малыша, оттяните его вниз. Если слизистая рта чистая, влажная и розовая, то никакой обработки делать не нужно. Если во рту появился белесоватый налет, нужно показать малыша врачу. Скорее всего, это молочница, которая встречается достаточно часто. В этом случае слизистую рта необходимо смачивать 2-процентным раствором питьевой соды (1 чайная ложка на 1 стакан кипяченой воды комнатной температуры). Чтобы сделать процедуру, нужно нажать большим пальцем на подбородок ребенка, побуждая его открыть рот, а затем обработать слизистую рта тампоном, смоченным содовым раствором. Процедуру повторяют каждые 2–3 часа перед кормлением ребенка. Кроме этого, врач может посоветовать обрабатывать слизистую, покрытую молочницей, раствором буры в глицерине и порошком нистатина.

Осмотр ушей

Ушные раковины протирайте влажной отжатой хлопчатобумажной салфеткой, а внутри обрабатывайте сухими ватными жгутиками, но ни в коем случае не ватными палочками, которые могут повредить слуховой проход.

Не забывайте обрабатывать нежную кожу ребенка за ушками, где часто образуются опрелости и корочки. Чтобы не допустить этого, после промывания и просушивания складки за ушами протирайте вазелиновым маслом или детским кремом.

Подмывание

Подмывать малыша нужно как можно чаще под струей теплой проточной воды, чтобы на коже не появлялись опрелости. А после опорожнения кишечника и мочеиспускания делать это нужно обязательно.

Возьмите малыша под мышки левой рукой так, чтобы он опирался на нее животом, и придерживая за спинку правой рукой, несите его в ванную комнату. Настройте кран на теплую воду, возьмите на руку немного детского мыла или специального геля для купания младенцев и тщательно промойте промежность и половые органы, направляя движения руки спереди назад. Затем еще раз тщательно промойте водой и промокните пеленкой, висящей рядом на теплой батарее. Для этого вам придется вновь освободить правую руку. Но не волнуйтесь, вы спокойно удержите малыша одной левой рукой, а такое «висячее» положение ему даже нравится. После такого туалета приступаем к обработке кожи младенца.

Обработка кожи

Внимательно осмотрите подмышечные впадины, складки в паховой области, шею, кожу за ушами, слуховые проходы, пупочную ранку и кожу вокруг нее. Если вы одеваете ребенка правильно, то есть в соответствии с температурой воздуха в комнате, опрелостей и потницы быть не должно. Влажную кожу малыша вытирать не нужно, чтобы не поцарапать, – просто промокните ее мягким полотенцем или салфеткой. Проверьте, чтобы все кожные складочки были сухие: за ушками, на шее, под мышками, на сгибах локтей, в паху, между ягодицами, под коленками, у ступней. Протрите их аккуратно ватным тампоном, сначала просто влажным, а затем смоченным вазелиновым маслом. Можно также воспользоваться специальным лосьоном для новорожденных или предназначенными для этого детскими гигиеническими салфетками. Присыпку можно использовать в исключительных случаях. Обычно ее применять не рекомендуется, потому что присыпка забивает поры, в результате кожа не дышит.

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет

Дорогие родители!

Ребенок – уникальное существо, обладающее огромнейшими возможностями и способное достичь всего, чего только пожелает! Ваша задача – терпеливо, с любовью и уважением помочь ему развить все самое лучшее, что в нем заложено.

Воспитание ребенка – настоящее искусство и нелегкий труд.

Всем взрослым ясно: если не заботиться о здоровье малыша с самого рождения, не закалять его, не следить за режимом дня, питанием, вовремя не делать профилактические прививки, вряд ли ребенок станет физически крепким. Поэтому очень важно правильно и своевременно осуществлять эти необходимые процедуры. В данной книге даны подробные рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию.

Однако одной заботы о гигиене и соблюдении режима дня мало. С ребенком необходимо заниматься, чтобы раскрыть его способности. Это особенно важно в первые три года жизни, когда его физическое и психическое развитие идет стремительными темпами.

Отдельный раздел книги посвящен раннему развитию детей. Вы узнаете, как найти и развить детские таланты, познакомитесь с наиболее известными развивающими методиками и сможете выбрать то, что подходит именно вам и вашему малышу.

Развитие ребенка и уход за ним – неразделимый процесс. Малыш развивается постоянно, каждую минуту своей жизни. Общайтесь с ним во время пеленания, умывания, смены подгузника, купания, массажа, прогулки. Именно сейчас в ваших руках его будущее. Осознайте это! Если вы хотите вырастить счастливого человека, старайтесь раскрыть и развить безграничные возможности, которые ему даны от рождения.

Желаем вам и вашему малышу совместных радостных открытий!

Раннее развитие

Особенности раннего развития

Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от рождения до 3 лет). Многие авторы методик раннего развития детей, такие как Глен Доман, Шиничи Сузуки, Сесиль Лупан, Н. А. Зайцев, Б. П. и Е. А. Никитины настаивают на том, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогика отстает от современных методик, что потенциал ребенка намного богаче, чем было принято считать.

За последние 20–30 лет изменились общепринятые нормы. Так, раньше практически все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.

Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6–7 лет), а до этого они, как правило, посещают детский сад.

Естественно, что в таком возрасте раннее развитие несовместимо с традиционными, садовско-школьными способами обучения.

Раннее развитие подразумевает активную позицию матери по отношению к ребенку в первые годы его жизни (ведь именно она проводит с ним больше всего времени). Эго непрерывный кропотливый труд, требующий постоянного участия в жизни ребенка и творческого напряжения.

Как найти и развить таланты в ребенке

Способности – это развитые природные задатки. Талант – наиболее ярко выраженные способности. Поэтому, прежде чем найти талант у ребенка, нужно раскрыть его способности.

Многие родители мечтают вырастить талантливого ребенка. Но это не просто. Зато очень увлекательно.

Имейте в виду, что раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

Удивительные слова написал детский писатель Альберт Лиханов: «Не сумма знаний, не набор рецептов – их вообще не существует, ибо примененное – и удавшееся! к одному может оказаться – и оказывается – совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное – своя удаленность от нас. II добиться победы можно, лишь относясь к детям – ко всем детям – как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем не зримое никому сплетение дарований – вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».

Помните, каждый ребенок – талантлив и уникален! Нужно только стараться видеть в нем все самое лучшее, что в нем есть и развивать те возможности, которые в нем заложены при рождении.

Прежде всего, взрослым необходимо быть бережными по отношению к малышу. Искусственное «выращивание» и «ускоренное развитие» часто приводят к такому результату, как если бы вы развернули бутон. Тогда ему так и не стать прекрасным цветком.

Когда следует начинать

Конечно, чем раньше начинать развивать способности ребенка, тем лучше. Но не стоит понимать это буквально, т. е. совсем не обязательно сразу же после возвращения из роддома загружать кроху изучением букв, запоминанием цифр и освоением навыков ИЗО. Так как в первую очередь в раннем детстве закладываются основы для развития мозга ребенка, то у малыша просто должна быть возможность активно познавать мир. Потрогал игрушку, рассмотрел мамино лицо, запомнил запах маминого молочка… Все это бесценный опыт, который способствует развитию детского интеллекта. Но помимо умственных навыков ребенку необходимы и эмоциональные впечатления. Согласно исследованиям, если младенца не берут на руки, не ласкают и не хвалят, то его мыслительные процессы замедляются.

Безусловно, в детстве все ребятишки талантливы. Они с удовольствием рисуют, танцуют, поют. Поэтому определение способностей у 2-4-летних малышей обычно не составляет особого труда. Просто наблюдайте за своим ребенком, поддерживайте и стимулируйте его любовь к занятиям.

Как помочь ребенку раскрыть свои способности

➭Наберитесь терпения и почаще наблюдайте за своим малышом: в какие игры он любит играть, чем ему нравится заниматься и что у него не очень хорошо получается делать. Не стоит строить далеко идущие планы о будущей профессии ребенка. Например, «наш сын обязательно станет военным, ведь у нас династия!» Ваши желания – это одно, а способности и наклонности ребенка – другое.

➭Окружайте любовью. Ребенок активно развивается, растет эмоционально здоровым и крепким, если ощущает себя любимым и нужным.

➭Уважительно относитесь к ребенку. Нередко, занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у малыша есть не только мозг, но и сердце, и душа. Мы можем помогать ему, однако многое зависит и от него самого. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку обрести себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Ведь для многих взрослых в порядке вещей весьма неуважительно относиться к ребенку. Иначе при общении с ним они бы не позволяли себе подобных фраз: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказала!», «Вот я до тебя доберусь!»

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

Автор-составитель Валерия Вячеславовна Фадеева Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет

Из книги КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ: Безопасный выход или угроза будущему? автора Мишель Оден

Лактация начинается до рождения ребенка Между физиологией родов и физиологией грудного вскармливания есть очевидная связь, и это подтверждается множеством примеров.Млекопитающим вообще и женщинам в частности помогают справиться с родовыми болями морфиноподобные

Из книги Беседы детского доктора автора Ада Михайловна Тимофеева

Меню ребенка от полутора до трех лет После года можно давать ребенку более разнообразную пищу. Можно ввести поджаренную картошку, сырники, творожную запеканку. Можно давать и более острые вещи, например, сок от квашеной капусты, что очень полезно. Саму капусту ребенок

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Как сохранить фигуру после рождения ребенка В течение месяцев после родов ваше тело красноречиво рассказывает о том, что вы носили в себе и родили ребенка. Избыточный жир, накопленный во время беременности, – нормальное явление. Запасы энергии впрок для вас и ребенка

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

СЕКС ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА Да, секс после родов и во время кормления грудью есть, но это может оказаться совсем не тем, к чему вы привыкли. Брошенные отцы часто делились со мной: «Все, что она делает, это кормит», «Мы не занимаемся любовью неделями», «Ладно, с гормонами, у

Из книги Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях автора Людмила Шаргородская

Людмила Вячеславовна Шаргородская Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях

Из книги Правильное детское питание. От рождения до 3-х лет автора Елена Владимировна Доброва

ГЛАВА 2 ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА На первом году жизни малыши очень быстро растут и развиваются, поэтому и потребность в питательных веществах у них намного выше, чем в какие-либо другие периоды. У младенцев все органы пищеварения и выделительной системы

Из книги Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза автора Лилия Мефодьевна Савко

Мебель для ребенка от рождения до года Еще только ожидая появления младенца, нужно правильно подобрать для него мебель и предметы ухода. Очень ответственно следует подойти к выбору кроватки. Она должна стоять устойчиво, не шатаясь и не перекашиваясь в ту или иную сторону.

Из книги Как безопасно родить в России автора Александр Владимирович Саверский

5.4. Государственная регистрация рождения ребенка Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим государственную регистрацию рождения ребенка, является Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» , в частности, глава

Из книги Настольная книга будущей мамы автора Мария Борисовна Кановская

Игры для ребенка от рождения до года Малыш постоянно развивается: еще вчера вы могли только нежно ворковать с ним и петь песенки, а сегодня можете поиграть в какую-нибудь увлекательную игру. Хотя на самом деле играть с малышом вы можете с первых дней его появления на свет.

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора

Развитие ребенка от года до трех лет

Из книги Кормление ребенка грудью автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Валерия Вячеславовна Фадеева Кормление ребенка грудью Практические советы для молодой

Из книги Здоровье женщины во время беременности автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Фадеева Валерия Вячеславовна Здоровье женщины во время беременности Практические советы для молодой

Из книги Детские болезни от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Из книги Безопасность ребенка. Первая помощь автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Валерия Вячеславовна Фадеева Безопасность ребенка. Первая

Из книги Тайны мозга вашего ребенка автора Сандра Амодт

Глава 2 Начало: внутриутробное развитие Возраст: от зачатия до рождения Когда мы наблюдаем за строительством дома, то часто удивляемся, как быстро возводится опорный каркас. Снаружи дом выглядит почти готовым уже вскоре после начала строительства, но отделка интерьера и

Из книги Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам автора Роберт С. Мендельсон

4. ЗАЩИТА РЕБЕНКА ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ И В ПЕРВЫЕ ДНИ ЖИЗНИ Многие из нас полагают, что ответственность родителей за здоровье ребенка начинается с момента, когда младенца привозят из роддома. На самом же деле решения, определяющие здоровье и жизнеспособность ребенка,



Похожие публикации