Infinityvostok - Женский портал

Развивающие занятия для 4 лет. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Ребенок начинает тыкать в планшет раньше, чем говорить. Так почему не провести ваше с ним время с пользой

Ясельный возраст малыша остался позади. Ребенок растет, радуя свою семью новыми умениями. Иногда он ленится, не справляется, порой плачет и нервничает. Но нужно ли вмешиваться в ребячьи забавы и помогать чаду играть и развиваться? Ответ однозначный: «Да!». Лучше, если родители будут активно участвовать в развитии ребенка. Исследования показывают, что более счастливые, общительные и приспособленные к обществу детки вырастают в семье, где мама и папа уделяли ребенку достаточно времени: вместе играли, рисовали, лепили, клеили. Поэтому лучше отложить подальше свои дела, выключить телевизор и заняться развитием самого главного человечка!

Умения

Современные методики предлагают родителям массу развивающих игр. Чтобы не потеряться в их разнообразии и выбрать подходящие, первое, что нужно определить, — для какой возрастной группы нужны занятия.

Больше всего внимания требуют малыши перед школой. Обычно это период 4—5 лет. Ребенок уже достаточно хорошо разговаривает и сам готов слушать и учиться. Но прежде чем выбрать развивающие занятия для детей 4—5 лет, необходимо разобраться, что они должны уметь в этом возрасте.

1. Определять положения предметов (вверху, справа, посредине).
2. Знать основные фигуры (круг, овал).
3. Уметь считать до 10. Считать предметы по порядку.
4. Расставлять предметы по счету.
5. Понимать сравнение предметов, называть их характеристику (толще, тоньше, большой, маленький).
6. Отличать цифры от букв.

Помощь родителям

Итак, малыш владеет всеми необходимыми навыками и готов к занятиям. С чего начать?
Подбирать занятия нужно по темпераменту ребенка. Если мама не справится сама, в этом ей сможет помочь специалист на индивидуальных занятиях. Иногда родители отдают предпочтения специальным центрам развития, где программу для детей составляет воспитатель-психолог. Большинство деток посещают сады, где тоже с ними играет воспитатель.

Но если малыш не посещает дошкольные заведения или мама хочет сама заниматься с ребенком, то ей придут на помощь развивающие занятия дома. А какие это? На что нужно обратить внимание, подбирая программы обучения?

Игровая форма

Первое, что нужно понять, — какие бы развивающие занятия для детей 4—5 лет ни выбрали родители, они должны преподноситься их ребенку только в форме игры. И никак иначе! В такой период детки отлично схватывают любую информацию, если она их увлекает. А как еще заинтересовать шалунишку, если не забавной игрой?

Упражнения и развивающие занятия для дошкольников

Пусть для начала это будут простые игры без всякой тематики. Можно принести карандаши или фломастеры и большой лист бумаги. Предложить малышу пофантазировать. Например, мама начинает рисунок, а ребенок заканчивает. Потом вместе посмеяться над готовым «шедевром». Хороший вариант — лепка или сборка конструктора. Также можно сделать с ребенком аппликацию, поиграть в настольную игру или даже разгадать кроссворд. Все это нужно, чтобы понять, что у крохи получается лучше всего. Ведь если выявить талант в таком раннем возрасте, будет реальная возможность его развивать, а возможно, и сделать профессией своего ребенка. Все взрослые знают, как важно заниматься в жизни любимым делом.

Другие занятия

Если такие простые игры наскучили ребенку или он не проявляет к ним интереса, можно поискать другие темы развивающих занятий.

1. Самое важное для любого ребенка — это физическое развитие. Родителям только нужно решить, чего они хотят: просто поддерживать здоровую форму своего чада или сделать его спортсменом. Опять же, ориентация на желание ребенка. Заниматься можно танцами, борьбой, ездой на велосипеде или самокате, катанием на роликах, плаванием, футболом. Есть еще масса вариантов.

2. Моторика. Пожалуй, так же важна, как и спорт. Можно строить кубики, конструктор, собирать пазлы, играть в песочнице, складывать камушки, лепить из пластилина или глины, рисовать мелками или освоить в том числе «кукольный театр».

3. Творческие развивающие занятия для детей 4—5 лет дают безграничную свободу для фантазии. Ребенка можно приобщить к любому виду искусства. Можно научить его рисовать, сочинять стихи, лепить, вырезать из бумаги, делать театральные постановки, петь и даже шить, вышивать и вязать, (но только при соблюдении техники безопасности и в присутствии взрослых!)

4. Если малыш уже готов для учебы, можно заняться с ним освоением букв и цифр, тем самым тренируя его речь. Вопреки убеждениям, что ребенок должен всему учиться в школе, лучше будет, если малыш пойдет в первый класс подготовленный. Так ему будет легче, он станет более уверен в себе, а, следовательно, меньше будет переживать.

5. Тренировка мышления, памяти, логики. Для этих целей можно учить стихи, читать и пересказывать тексты, называть цвета, формы и объемы предметов, разгадывать загадки и ребусы, собирать пазлы, играть в шашки и шарады.

6. Прекрасно, если ребенок изучит и правила этикета. Он должен научиться правильно здороваться, извиняться, благодарить, уступать место, помогать взрослым. Хорошо, когда мальчик знает, как должен вести себя джентльмен, а девочка учится быть леди. Как бы ни устарели эти понятия в современном мире, всегда приятно, когда ребенок хорошо воспитан и вежлив.

7. Некоторые родители не останавливаются только на этих распространенных методах и предлагают своим детям индивидуальные развивающие занятия на редкие темы. Например, они начинают знакомить своего ребенка с космосом, горами, реками или редкими животными, растениями. Чаще всего это происходит из-за спонтанного любопытства малыша или связано с профессией родителей. В любом случае, чем бы ни интересовался ребенок, никогда нельзя оставлять его вопросы без ответа. Он растет и хочет все знать. А задача взрослых — помочь ребенку в этом.

Заключение

И самое главное в любом занятии с малышом — остановиться нужно в том момент, когда ребенок устал и больше не хочет играть или потерял интерес к предмету учебы. Ни в коем случае не принуждать его к занятиям, иначе от них не будет смысла!
Безусловно, любое развитие ребенка, независимо от возраста и места, очень важно для его дальнейшей жизни.

От того, насколько хорошо и раскрепощенно он может общаться, как развита его речь, память и культура, зависит, каким человеком он вырастет. Однако не стоит превращать развивающие занятия для детей 4—5 лет в какую-то повинность или рутинную работу. Малыш сам должен регулировать время и продолжительность обучения. Игры должны нравиться именно ему, а не родителям. Только тогда он сможет полноценно наслаждаться процессом и расти счастливым и морально удовлетворенным ребенком!

Рабочая программа направлена наразностороннее развитие детей 4-5 лет в средней группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада первой категории № 118 Кировского района города Ростова-на-Дону.

Настоящаяпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПин 2.4.1. 3049-13, Областным законом Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.04. № 184 ЗС, основной образовательной программой ДОУ. А также на основе методических рекомендаций программы «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. Ведущими целями которой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

Программа стро-ится на принципе личностно-ориенти-рованного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

Воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;

Создание условий для предоставления родителям возможности дополнительного образования в следующих направлениях: формирование основ здорового образа жизни, художественно-эстетическое развитие;

Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Стремление к самостоятельности . Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления . Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности . Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения . Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками . У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность , которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Для создания равных условий и полноценной реализации рабочей программы, группа располагает следующей материально-технической базой :

Учебные пособия в соответствием с возрастом;

Картотека игр по социально-нравственному воспитанию;

Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик – направленных на развитие мелкой и

крупной моторики, формирование здорового образа жизни;

Картотека подвижных и малоподвижных игр направлена на развитие вестибулярного аппарата,

опорно-двигательного аппарата, ловкости и внимательности ребенка;

Картотека экспериментов на развитие исследовательской деятельности, познавательной активности ребенка;

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д.

Дидактические игры: по ППД, ОБЖ, математике, развитию речи, экологии и т.д.

Кукольный театр - костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, тематический набор сказочных

персонажей - направленный на развитие творческих способностей;

Музыкальные инструменты – металлофон, барабан, бубен, колокольчики, трещотка, треугольник, магнитофон.

Спортивный инвентарь - мячи большие, малые, обручи, флажки, ленточки, платочки. и.т.д.

Библиотека детской литературы в соответствии с возрастом детей, любимые книжки детей;

Различные виды конструкторов, мозаики разных форм и цвета, парные картинки и другие настольно-печатные игры – на развитие конструктивных навыков и творческого воображения, мышления.

Данная рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования в соответствии с познавательными запросами современного ребёнка.

Цели и задачи рабочей программы, достигаются путём приобщения ребёнка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность ребенку не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности.

В течение дня организация учебно-воспитательного процесса детей данной возрастной группы происходит в соответствии с модулем:

№ п/п Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Физическое развитие и оздоровление
  • Приём детей на воздухе в тёплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры
  • Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)
  • Физкультминутки В НОД
  • Физкультура
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
2. Познавательно-речевое развитие
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование
  • Досуги
  • Индивидуальная работа
3. Социально-личностное развитие
  • Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Индивидуальная работа
  • Эстетика быта
  • Трудовые поручения
  • Игры с ряженьем
  • Работа в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры
4. Художественно-эстетическое развитие
  • Музыка
  • ИЗО деятельность
  • Эстетика быта
  • Экскурсии
  • Спектакли и представления театральных коллективов
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиям СанПин 2.4.1. 3049-13. Занятия организуются в течение года с сентября по май.

Наименование Неделя Год
математика 1/20 мин. 30 занятий
развитие речи 1/20 мин. 30 занятий
художественную литературу 1/20 мин. 30 занятий
рисование 1/20 мин. 30 занятий
экологию 1/20 мин. 30 занятий
физкультуру 2/40мин. 60 занятий
музыку 2/40мин. 60 занятий
Конструирование 0,5/10 мин 15 занятий
ручной труд 0,5/10мин 15 занятий
лепка 0,5/10мин 15 занятий
аппликация 0,5/10 мин 15 занятий
Итого 11/3 ч.40 мин. 420 занятий

Занятия музыкальные и занятия по физической культуре проводятся специалистами.

В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП МБДОУ № 118 с целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.

Эффективность педагогического процесса оценивается на основе динамики изменения каждого ребенка, где главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии ребенка (низкие показатели выполнения заданий расцениваются как положительные, если они высшее предыдущих).

Развитие речи

задач : развивать связную монологическую речь: учить составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам; развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка; стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстникам, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи; развивать потребность в деловой и интеллектуальном общении со взрослыми; развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

Методы : описательные рассказы, беседа и совместная деятельность, развивающие практические и игровые ситуации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Планируемые результаты:

1.Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания здоровается и прощается, говорит "спасибо, пожалуйста".

2. Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

3. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

4. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

5. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия "слово" и "звук". Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

Перспективное планирование

№ п/п Месяц Темы занятий Цель Источник, страница
1 Сентябрь
1Описание игрушек- кошки и собаки; 3.Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; «Занятия по развитию речи» О.С.Ушакова, стр.104;
2Составление рассказа по картинке «Кошка с котятами». 4.Учить составлять рассказ по картинке совместно с воспитателем, и самостоятельно. Стр.108
2 Октябрь 1.Составление описательного рассказа о питомцах; 1.Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта; Стр.113
2.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка, и котенок»; 2.Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов. Учить согласовывать прилагательные с существительным. Стр. 116
3.Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; 3.Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалог персонажей; Стр.118
4.Составление сюжетного рассказа по ролям. 4.Формировать навыки диалогической речи, самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Стр.120
3 Ноябрь
1.Составление рассказа описания по лексической теме «Мебель»; 1.Учить правильно называть предметы мебели; Стр.125
2.Составление рассказа по картинке «Собака со щенятами»; 2.Составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; Стр.127
3.Описание игрушек- белки, зайчика, мышонка. 3.Учить составлять короткий описательный рассказ. Стр.129
4 Декабрь 1.Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»; 1.Учить пересказывать небольшой рассказ Стр.138
2.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»; 2.Побуждать к составлению коротких рассказов, исходя из наборов игрушек; Стр.140
3.Составление рассказа по картинке «Таня не боится мороза». 3.Учить составлять небольшой рассказ (из 2-3 предложений) по плану, предложенному воспитателем. Стр.142
5 Январь ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
1.Придумывание предложения рассказ «Белочка, заяц и волк»; 1.Учить, исходя из набора игрушек, составлять рассказ вместе с воспитателем; Стр.144
2.Составление описания внешнего вида; 2.Учить составлять описание друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка); Стр.147
3.Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».Сравнение предметных картинок. 3.Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы. Стр.150
6 Февраль ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА
1.Описание потерявшихся зайчат по картинкам; 1.Упражнять в подборе глагола к существительному, четко, правильно произносить звук [щ"], выделять этот звук в словах; Стр.152
2.Составление рассказа по картине «Мать моет посуду»; 2.Учить составлять рассказ по картине; Стр.153
3.Составление описания животных по картинкам. 3.Учить составлять описание по картинке, называя объект, его свойства, признаки, действия. Стр.154
7 Март 1.Составление описания по лексической теме «Овощи»; 1.Учить описывать овощи, правильно их называть; Стр.156
2.Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники» 2.Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствие с текстом в пересказах товарищей; Стр.160
3.Описание внешнего вида животных. 3.Продолжать учить составлять описание предметов, упражнять в образовании форм глагола «хотеть хочу» и т.д. Стр.162
ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 24.03 – 31.03.
8 Апрель 1.Составление рассказа по картинке «Куры»; 1.Учить составлять короткий описательный рассказ по картинке; Стр.165
2.Составление описаний персонажей сказки «Теремок»; 2.Учить составлять описание предметов, подбирать нужные слова по смыслу; Стр.168
3.Определение специфических признаков предмета; 3.Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки Стр.170
9 Май 1.Определение предмета по его специфическим признакам; 1.Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; Стр.172
2.Описание внешнего вида детенышей животных. 2.Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов и их характерных признаков. Стр.174
15. 05 – 31.053.Анализ овладения детьми содержательным компонентом образовательного процесса
Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ.

Художественная литература

В данном разделе основное внимание направлено на решение задач: углублятьинтерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности; поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлений фигурок и элементов декора для театральных игр.

Методы: последующаябеседа, моделирование, театральные игры, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

1. Ребенок внимательно и с интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.

2. Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям, героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им элементарную оценку.

3.Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.

4. Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть стихи, потешки, загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.

5. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных играх, создавая интересные образы героев.

Перспективное планирование

№п/п Месяц Тема занятий Цель занятий Источник, стр.
1 Сентябрь Адаптация детей к новым условиям.
Подготовка информационных справок на начало учебного года.
1Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» 3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. О.С.Ушакова «Знакомим с литературой»
Стр.54
2.тихотворения об осени 4.Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений. Стр.56
2 Октябрь 1.Русская народная сказка «Гуси лебеди» 1.Учить понимать образное содержание и идею сказки. Стр.58
2.Стихотворение Г.Новицкой «Тишина» 2.Учить эмоционально воспринимать содержание стихотворений, развивать образность речи. Стр.59
3.Ознаколение с малыми фольклорными формами. 3.Познакомить с жанром загадки, учить отгадывать загадки, познакомить с жанром скороговорки и ее назначением. Стр.61
ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 31.10 – 07.11
3 Ноябрь 1.Рассказ Е.Чарушина «Про зайчат» 1.Познакомить с жанром рассказа, учить понимать тему и содержание рассказа. Стр.63
2.Веселые стихотворения 2.Учить понимать содержание стихотворений и их юмористический смысл Стр.64
3.Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» 3.Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки. Стр.67
4 Декабрь 1.Стихотворение о зиме 1.Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Стр.68
2.Русская народная сказка « Зимовье зверей» 2.Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей. Стр.71
3.Продолжение знакомства с малыми фольклорными формами 3.Учить связывать значения пословицы с содержанием короткого рассказа. Стр.72
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
5 Январь ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
1.Русская народная сказка «Жихарка» 1.Учить замечать образные слова и выражения в тексте, закреплять умения подбирать синонимы Стр.74
2.Стихотворение о весне 2.Учить эмоционально, воспринимать стихотворение Стр.75
6 Февраль ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ
1.Стихотворение 1.Развивать образность речи, понимать значение Стр.77
Г.Ладонщикова «Весна» образных слов и выражений.
2.Веселые стихотворения 2.Учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл. Стр.79
3.Стихотворение Е.Благиной «Черемуха» 3.Учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста. Стр.81
7 Март 1.Русская народная сказка «У страха глаза велики» 1.Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, придумывать связное повествование по содержанию пословицы. Стр.83
2.Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» 2.Продолжать учить осмысливать характеры и поступки персонажей сказки. Стр.84
3.Стихотворение И.Мазина «Осень» 3.Закреплять знания о признаках осени, воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы Стр.86
ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 24.03 – 31.03
8 Апрель 1.Рассказ Н.Носова «Живая шляпа» 1.Учить понимать юмор ситуации, придумывать продолжение и окончание рассказа. Стр.88
2.Стихотворение И.Сурикова «Зима» 2.Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Стр.89
3.Русская народная сказка «Сестирица Аленушка и братец Иванушка» 3.Развивать умения замечать и использовать выразительные средства языка сказки. Стр.91
9 Май 1.Стихотворение о весне 1.Развивать умения чувствовать напевность, ритмичность языка по этической речи. Стр.93
2.Рассказ Е.Чарушина «Воробей» 2.Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. Стр.94
3. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ
4. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ

Малые формы фольклора . «Долгоносый журавель...»; «Жили у бабуси...»; «Иголка, иголка...»; «Как на тоненький ледок...»; «Пузырь»: «Со вьюном я хожу...»; «Солнышко – колоколнышко...»; «Ты, трава ль моя...»; «Ходит конь...».

Сказки . «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшок каши» (фр.) «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.). «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Соляной бочок», «Снегурушка и лиса».

Произведение русской классической литературы. К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал..»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г. Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»;А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток»; «Ель растет перед дворцом..»; И. Суриков «Первый снег пушистый»; Л.Толстой «Спала кошка на крыше..», «У Вари был чиж», «Саша был трус», «Была зима»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря..», «Чудная картина..», «Ласточки пропали..»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя».

Произведение современной русской и зарубежной литературы. З. Александрова Вечер на речке; Одуванчик – А. Борто. Снегирь; Уехали – Е. Благинина. Аленушка; Сорока – Белобока. – В. Берестов. Кошкин щенок – Б. Житков. Кружечка под елочкой. – М. Зощенко. Глупая история.- В. Инбер. Сороконожки. – Л. Квитко. В гости; Лошадка – А. Кушнер. Почему я от всего отказался; Что в углу? С. Маршак. Вот какой рассеянный; пудель; Ванька- встань-ка; Детки в клетке. И. Мезнин. Черное и серое; Простое слово. – Н. Носов. Метро; Ступеньки. Л. Пантелеев. Рассказы Белочке и Тамарочке. – Я. Тайц. По грибы – Д. Хармс. Очень – очень вкусный пирог; Веселый старичок; Очень странная история. – Г. Цыферов. Самолетик – Е. Чарушин. Рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит», «Никитина охота», «Про томку». – К. Чуковский. Федорино горе;Тараканище; Чудо- дерево.

Развивающие занятия для детей 3-4 лет и более младшего возраста сегодня становятся естественной потребностью каждой семьи. Уже доказано – ребенок начинает учиться с самого рождения. Чему? Прежде всего, быть самостоятельным. И, конечно, ориентироваться в окружающем его Огромном Интересном Мире. Такое видение отношений Родителей с Малышом помогает создать особый вид взаимодействия внутри семьи. Уже с первых месяцев мы видим и поддерживаем в своем новорожденном младенце творческую, активно развивающуюся Личность.

В чем особенность развивающих занятий для детей от 3-4 лет?

Возраст трёх лет знаменует начало особого периода – кризиса негативизма. Следующие полтора-два года пройдут под девизом «Я сам!» и «Не хочу!». Слишком много терпения уходит лишь на то, чтобы организовать простые действия вроде одеть-накормить-сходить на прогулку-уложить спать. В такой ситуации домашние занятия для детей 3 лет могут стать обременительными для близких. Однако не стоит отчаиваться и думать о том, что активный познавательный процесс придется отложить на неопределенное время.

Вам на помощь готовы прийти заботливые внимательные педагоги и психологи нашего Монтессори-центра! Хотите точно узнать, как проходят наши занятия? Приходите с малышом на первое занятие бесплатно!

Неповторимый метод выдающегося педагога Марии Монтессори демонстрирует свою эффективность на протяжении целого столетия. В своей работе мы учли все наработки автора и творчески применили их в своей деятельности:

  • Мы организовали интересную и одновременно абсолютно безопасную Монтессори-среду для проведения развивающих занятий для детей от 3-4 лет и других возрастов;
  • Для того чтобы любознательные малыши могли раскрыть все данные от природы способности и удовлетворить познавательные потребности, мы приобрели качественные авторские дидактические материалы для работы над мелкой и крупной моторикой, реализации интеллектуальных задатков;
  • Абсолютно все виды обучения и творчества, все занятия для детей 3 лет в нашем центре организованы таким образом, чтобы ребёнок приумножил свой главный ресурс, основную движущую силу – мотивацию к познавательной деятельности;
  • Мы не стремимся выполнить какую-либо «программу», которая по каким-либо критериям соответствует определённому возрасту; мы стараемся создать гармоничное мировосприятие и особую творческую атмосферу в процессе развивающих занятий для детей от 3-4 лет.

Индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых педагог понимает особенности характера и когнитивных процессов маленьких Звёздочек, придают малышу спокойствия и уверенности в себе. Ведь каждый ребёнок просто создан для того, чтобы получать и впитывать в себя просто потрясающие объёмы новых знаний. Когда малыш получает такую возможность, его характер становится более мягким и покладистым. Ведь у него есть все, что необходимо!

Какие развивающие занятия для детей 3-5 лет есть в нашем центре?

Мы предлагаем выбрать наиболее подходящий для Вас вид занятий:

  • Мини детский сад – это 3 или 4 часа, в течение которых карапуз занимается с любящими грамотными специалистами, сопровождение родителей при этом не требуется;
  • Группа общего развития «Космонавты» - это полутора или двухчасовые занятия для детей 3 лет и старше, где малыша научат читать, считать, под руководством логопеда позаботятся о развитии речи, предложат интересные ролевые игры и театрализованные представления;
  • Группа адаптации к детскому саду, на занятиях которой мама может присутствовать вместе с малышом, если ему будет тяжело с ней расстаться на первых порах;
  • Развивающие занятия для детей 3-4-5 лет в группе выходного дня.

Детский возрастной период от 4 до 5 лет называют временем относительного спокойствия. Ребенок миновал кризис и стал более послушным, покладистым, спокойным. Отмечается усиление потребности в друзьях, значительное повышение интереса к окружающему миру. Какими навыками уже владеет малыш к четвертому году жизни и какие развивающие занятия подходят для детей 4-5 лет, читайте в нашей статье.

Характеристика возраста

Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются о необходимости подготовки к школе. Ведь к поступлению в первый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой и карандашами, азам математики. Приступить к подготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания и не потерял интерес к обучению в дальнейшем.

Этот возраст характеризуется следующими особенностями:

  1. Малыш подвижный, энергичный, но обрел усидчивость. Заметно совершенствование мелкой моторики. Появляется любовь к рисованию.
  2. В 4-4,5 года отмечаются существенные внешние изменения ребенка. Начинают бурно развиваться мышечная и костная ткани.
  3. В развитии четырехлетнего малыша важна социальная сторона. Он начинает заводить друзей среди детей. Способен замечать чувства людей, сопереживать. Дошкольник научился формулировать свои мысли.
  4. Бурное развитие воображения. Ребенок живет в своем мире фантазий, создает сказочные страны. Он представляет себя главным героем, завоевателем недостающего ему в реальности успеха. Многие 4-летние детки имеют воображаемых друзей. Также безудержная детская фантазия в четыре-пять лет порождает различные страхи.
  5. У четырехлетнего ребенка продолжается процесс овладения родной речью. Многие детки этого возраста немного шепелявят. Наблюдается стремительный рост словарного запаса (рекомендуем прочитать статью: логопедические занятия для детей). В речи появляется выражение и интонация. Ему нравится озвучивать свои действия и все, что находится перед глазами. Он любознателен, все время задает множество вопросов.
  6. Дети старше четырех лет характеризуются значительным возрастанием интеллектуальных возможностей. Ребенок готов изучать буквы и цифры.

Потребности ребенка в развитии и в получении знаний

Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, в основе которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, но требуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить на вопросы ребенка, отказ от проведения познавательных игр и бесед может привести к упущению важного момента и, как следствие, возникновению у малыша задержки психического развития. В дальнейшем у ребенка проявятся трудности с обучением в школе.

Как бы ни желали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное их развитие требует от взрослых организации и участия в детских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых - это залог положительного результата. Организация игр не потребует больших затрат сил и времени. Можно воспользоваться развивалками, которые разработаны для детей, учитывают их возраст, психику. Рабочие тетради и пособия широко представлены в книжных магазинах, что позволит выбрать наиболее подходящую, интересную и полезную методику и оформление.

Важно: когда ребенку 4 года, развивающие занятия с ним дома должны быть захватывающими. В этом возрасте малыши еще не способны долго усидеть на месте, поэтому обязательно нужны физкультминутки.

Основные направления развития детей 4-5 лет

Большое значение имеет проведение развивающих занятий с детьми дома. При этом нужно выбирать разные направления, от лепки до спорта. Рекомендуется разработать план домашних занятий и стараться его придерживаться. Составляйте такой план на пять-шесть дней, на основании результатов предыдущей недели. Не забывайте, что ребенку так же, как и вам, нужны выходные.

Комплексное обучение организуется так, чтобы уроки не обременяли малыша, а воспринимались им, как интересная забава. Ниже приведен оптимальный перечень навыков, которые нужно развивать в 4-5 лет.

Ориентируясь на эту информацию, вы сможете составить для себя список тех умений и знаний, которые актуальны для дошкольника этого возраста.

Речь и память:
  • использование более 1000 слов (до 3000 слов к пяти годам), построение фразы из 5-9 слов;
  • речь должна быть понятна не только родителям, но и другим людям;
  • знание признаков строения человека и животных, название частей тела;
  • употребление множественного числа;
  • правильное употребление предлогов;
  • умение отыскать вещь по описанию;
  • знание профессий;
  • поддержание разговора, ответы на вопросы, верное их задавание;
  • пересказ сказки, умение выучить наизусть стишки, потешки;
  • знание своего имени, фамилии, возраста, города проживания.

Логическое мышление и внимание:

  • мышление 4-летнего ребенка наглядно-образное; действия имеют практический смысл; до конца 5 года происходит постепенный переход к обобщенному, словесно-логическому мышлению;
  • умение находить различия и сходства картинок, вещей;
  • самостоятельная сборка предмета по образцу (пирамидки, конструкторы);
  • умение сложить разрезанную на 2-4 части картину;
  • уровень развития нейронных процессов обеспечивает выполнение ребенком одной задачи на протяжении нескольких минут (около 5), не переключаясь на посторонние предметы;
  • умение вложить недостающие фрагменты картинки;
  • обобщить и назвать одним словом группу вещей, найти пару, лишнюю вещь;
  • подбор противоположных слов;
  • распознавание на картине предметов, нарисованных неправильно, с объяснением, что именно неверно;
  • умение сосредоточиться на отдельном задании, замечать мелкие детали.

Математика:

  • знание цифр от 0 до 10, умение сосчитать объекты, соотнести их количество с цифрой;
  • умение последовательно расставить цифры от 1 до 5 и наоборот;
  • сравнение разного количества объектов, понятия: «поровну», «меньше», «больше».

Геометрия:

  • положение объектов (сзади, спереди, справа, слева, снизу, сверху, в середине);
  • знание геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, овала;
  • и геометрических тел: куба, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.

Художественная литература:

  • прослушивание произведения в течение 15-20 мин, ответы на вопросы по содержанию;
  • просмотр иллюстрированной книги;
  • знание жанров и видов искусства: песни, загадки, картины, музыки и др.;
  • умение с помощью взрослых инсценировать понравившуюся часть произведения.

Чтение, подготовка к письму:

  • знание всех букв алфавита;
  • прочтение трехбуквенных слов;
  • возраст характеризуется отличной работой знаковой памяти, поэтому к 5 годам ребенок станет делать попытки читать книги; не стоит бояться нагрузки малыша чтением, но и нельзя переусердствовать.

Физическая культура:

  • улучшение координации движений, развитие моторики, ловкости и быстроты;
  • рост мышц быстрый, но не равномерный, поэтому малыш четырех-пяти лет быстро устает;
  • рост за год должен прибавиться в среднем на 5-7 см, масса тела - до 2 кг;
  • скелет еще гибкий, так как окостенение не завершено, поэтому силовая зарядка противопоказана, а осанку нужно постоянно контролировать;
  • возрастание потребности организма в кислороде; увеличение объема легких приводит к замене брюшного типа дыхательной системы грудным;
  • значительные физические нагрузки на уроках приводят к утомлению сердечной мышцы, нарушению ритма сердечных сокращений; это выражается в покраснении, побледнении лица, учащении дыхания, одышке, некоординированных движениях; необходимо вовремя переключиться на другую деятельность.

Совет: в план физического развития следует включить зарядку, подвижные игры, танцы, ходьбу, бег и др. Переусердствовать нельзя, занятия проводятся в легкой и веселой игровой форме. Дома можно выполнять упражнения на детском тренажере, кататься на роликах, велосипеде, крутить обруч и т.д.

Иностранный язык:

Если малыш успешно изучает родной язык, то можно начать изучение основ иностранного. Обучение можно проводить как дома, так и в специализированной группе для дошколят. Самостоятельные занятия следует проводить на основании пособий с заданиями для детей 4-5 лет. Полистайте с ребенком два-три пособия в магазине, чтобы вместе подобрать оптимальный курс обучения. Для ребенка важны не столько порядок преподавания материала, сколько красочность, наличие активных заданий (зарядка, раскрашивание и т. д.)

Окружающий мир:

  • различие овощей, фруктов и ягод;
  • знание домашних животных, диких животных, а также некоторых насекомых;
  • названия дней недели;
  • угадывание времен года по картинкам, знание их примет.

Полезно включать в занятия базовое обучение различным наукам. К примеру, ознакомление с космосом, странами, морями и т.д. Чаще это получается спонтанно. Если в фильме услышали название реки, скажите малышу, где она протекает. Так можно изучить и единицы измерения.

Очень важно организовать процесс развития малыша дома, но нельзя делать из обучения культ. Усиленное давление на ребенка, требование от него послушания, кроме сопротивления, ни к чему не приведет.

В первый класс дети 6-7 лет обычно приходят по-разному подготовленными. У кого-то есть определенные таланты, а кому-то развивающие занятия даются сложнее и все необходимые на будущее знания они приобретают непосредственно в школе.

Однако нужно понимать, что школьный материал усвоится намного лучше и быстрее, если ребенок будет на уроках чувствовать себя уверенно и будет подготовленным заранее. Но подготовка к школе – мероприятие длительное и начинать заниматься с детьми нужно уже двух лет в игровой форме для развития мыслительных процессов. А занятия с детьми 4-5 лет будут направлены уже на освоение основ математики, грамматики и других дисциплин.

Не нужно быть квалифицированным педагогом, чтобы в домашних условиях заниматься. Сегодня мы расскажем о рекомендуемых развивающих занятиях для детей 4 лет и старше и о том, как правильно их проводить дома.

Планирование и программа

Начиная с 2-3 лет, каждую игру или прогулку можно превращать в развивающее занятие. Но для родителей при такой форме обучения очень важно не упустить многих аспектов, поэтому все занятия нужно проводить по составленной программе.

Планировать обучающие занятия с детьми 4-5 лет рекомендуется на неделю вперед. Благодаря такому планированию вы сможете подготовить необходимые материалы для занятий и понимать, что ребенку более интересно, и какие стороны лучше всего развивать у малыша.

Как и в дошкольном упражнении, регулярные занятия с малышом нужно проводить по таким направлениям, как:

  • логика и арифметика;
  • развитие речи и грамотности;
  • рисование, лепка, аппликация и конструирование;
  • физические упражнения;
  • занятия, помогающие развивать кругозор;
  • литература.

Каждый из предметов нужно в программе равномерно распределить в течение недели в зависимости от того, что больше всего интересно малышу. Например, обучать его грамотности и буквам нужно лишь тогда, когда ребенок сам к этому готов. И это необязательно делать в 4-5 лет , возможно, раньше, а возможно, и позже.

Примерный план развивающих занятий может выглядеть следующим образом:

Как видите, такое планирование активности для детей 4-5 лет включает ежедневные занятия творчеством и физическим трудом. В период роста малыши должны максимально развивать координацию движения и выплескивать свою энергию, а также развивать воображение и моторику.

А вот включить все дисциплины в один день будет сложно. Дети в 4-5лет сильно устают , и перегружать их занятиями не стоит, даже если они им интересны.

Количество развивающих занятий моет быть разным, оно зависит не только от наклонностей вашего ребенка, но также и от графика. Так, после детского сада или развивающего центра успеть на дополнительные кружки возможно не всегда, да и не всегда у малышей остаются силы заниматься чем-то дома. Да и работа родителей тоже влияет на это, обычно занятия дома они проводят по выходным или вечерам.

Если малыш посещает какие-то специализированные кружки по определенным дисциплинам, то дома можно посвящать время материалу, который там изучался, чтобы закрепить пройденное.

Практические задания для детей 4-5 лет

Когда ребенку исполнилось 4 года, нужно работать над имеющимися у него навыками, а также над углублением знаний. Задания все время должны усложняться . Базовый перечень умений ребенка к пяти годам такой:

  • умение правильно употреблять предлоги;
  • понимать, где право, где лево, сзади и спереди;
  • отличать понятия «много» и «мало», «больше» и «меньше»;
  • называть существительные по числам;
  • уметь считать до 10;
  • иметь навык проведения карандашом линий, не отрывая его от бумаги.

Когда малыш умеет выполнять перечисленные действия, нельзя стоять на месте. Важно, чтобы занятия развивали малыша и были ему интересны, в противном же случае, он может потерять интерес к обучению.

Пособия и примеры

Что касается непосредственно самих практических заданий, то их в многочисленном количестве можно отыскать в специальных пособиях для детей.

Серии специальных пособий для детей содержат следующее:

  • сюжетные визуальные материалы;
  • игры с наклейками;
  • задачи на развитие логического мышления малыша;
  • задачи на развитие письменных навыков и многое другое.

Чтение и письмо

Если вы желаете, чтобы малыш еще до школы научился читать и писать, то возьмите специально разработанный букварь для дошкольников, где есть наглядный материал о слиянии букв в слоги, его методика вполне соответствует школьным программам.

Также используйте развивающие игры . Например, чтобы ребенок запоминал буквы и мог выделить в словах первый слог, предложите загадать любую букву и отыщите в букваре или на картинке предметы, начинающиеся на нее. Если навыки уже достаточно развиты, играть можно и на скорость, а также усложнить задание, чтобы найти слова с 2 буквами или определенной буквой в конце.

Другая игра для развития навыков – это приклеить карточки с буквами на бытовые предметы, в соответствии с тем, на какую букву они начинаются. Можно специально запутать буквы, чтобы ребенок нашел ошибку.

Карточки и другие наглядные материалы

Независимо от того, какую дисциплину вы изучаете с малышом, можно активно использовать карточки с разными упражнениями или картинками.

Так, если вы хотите научить малыша, где находится «право», а где «лево», то можно использовать специальный плакат с нарисованными ладонями или же картинки с обведенными изображениями в том или ином направлении.

А чтобы укрепить знание чисел и навыки счета, можно использовать раскраски, где требуется не только раскрасить рисунок, но также по порядку соединить точки, чтобы узнать, что изображено.

Благодаря сюжетным картинкам можно развивать и речь малыша. Например, задавать вопросы по ним или просить составить рассказы. С помощью парных карточек хорошо развивается логическое мышление, когда требуется найти к одному предмету другой, который с ним связан. Например, к картинке, где нарисована нога подойдет картинка с обувью, и т.д.

Тематические уроки и иностранные языки

Когда базовые навыки для своего возраста ребенок уже усвоил, то можно переходит к более серьезным занятиям. Например, можете проводить тематические занятия , которые помогут развить мыслительные процессы малыша и его кругозор. Тематики могут быть разными:

  • космос;
  • домашнее хозяйство;
  • спорт;
  • магазин игрушек и т.д.

Если речевые навыки малыша уже достаточно хороши, и он неплохо говорит на родном языке, то можете начинать с ним изучить иностранный язык. Это можно делать как дома, так и в специальных кружках, где обучение проходит в игровой форме.

Физическая активность для детей 4-5 лет

В таком возрасте обязательно наравне с интеллектуальным и творческим развитием, обязательно должно присутствовать и спортивное. И если у родителей нет возможности отдать малыша в спортивный кружок, то нужно заниматься дома. Рекомендуется следующее:

  • игры с мячом (футбол, волейбол и прочее);
  • утренняя зарядка;
  • гимнастика;
  • подвижные игры;
  • танцы.

Естественно, что развитие у каждого малыша происходит по-разному, не ругайте ребенка, если вы видите, что что-то идет не по плану. Лучше всего предложите те игры , с помощью которых ребенок сможет развить те или иные навыки.

Заниматься дошкольным развитием и обучением малыша родители, конечно же, должны, это очень полезно. Однако превращать этот процесс в рутину или трудовую повинность категорически нельзя. Детям занятия должны нравиться, и они должны обучаться с удовольствием и вдохновением.



Похожие публикации