Infinityvostok - Женский портал

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету. Обучаем малыша счёту — легко, весело, эффективно и интересно: пособие для мам и пап Самые интересные приемы

Чтение, письмо, счет – базовые навыки, необходимые для овладения ребенка знаниями, поэтому вырабатывать их нужно с раннего детства, а не ждать, когда малыш пойдет в школу. Научив кроху читать, писать и считать, вы значительно облегчите ему жизнь в учебном заведении. Одной из самых сложных задач может стать обучение счету, но не стоит пугаться и опускать руки при неудачах: главное – терпение и труд.

Особенности обучения

Внимание маленького ребенка трудно сосредоточить на чем-то серьезном. Начинать обучение следует в игровой форме, чтобы заинтересовать кроху. Необязательно садиться с малышом за стол, как за школьную парту. Учиться можно по-разному: двигаясь, сидя на полу, даже прыгая на месте.

С детьми дошкольного возраста можно приступать к более серьезным, требующим сосредоточенности занятиям. Время, уделяемое счету, также может увеличиться. К примеру, с малышами заниматься желательно по 10 минут около трех раз в день. С дошколятами – по 20 (в лучшем случае 30 минут).

  • Создайте благоприятную атмосферу. Криками вы ничего не добьетесь, только отобьете у малыша охоту учиться. В этом деле важными факторами являются терпение и спокойствие.
  • Подключайте к обучению окружающие предметы, покажите ребенку, что умение считать жизненно необходимо. Считать можно тарелки на столе, пролетающих в парке птичек, детей на площадке, фрукты, машины, игрушки, ступеньки в подъезде и многое другое.
  • Не требуйте от маленького ребенка больше, чем он может. Все дети индивидуальны в своем развитии, к каждому новое умение приходит в свое время.

Если у малыша не получается, не раздражайтесь. Подождите, вернитесь к заданию через какое-то время (например, через неделю, месяц).

  • При обучении старайтесь соблюдать три этапа. Сначала дайте малышу привыкнуть к названиям, терминам, самому процессу. Потом добивайтесь того, чтобы он понял суть изучаемого. Простое заучивание нерационально, необходимо, чтобы ребенок учился понимать, осознавать сущность каждого явления. Когда информация понята малышом, он может ее пересказать и объяснить, тогда можно переходить к запоминанию.
  • Не забывайте, что при знакомстве с математикой стоит обращать внимание не только на счет. Учите также кроху распознавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, чтобы он мог показать, где «верх», «низ», «право», «лево». Примерно к трем годам малыш должен уметь определять, какой предмет короче, длиннее, выше, ниже, в каком направлении он идет.

Учитывая возраст

Дети учатся чему-то новому гораздо легче, чем взрослые. Потребность получать новые знания возникает у малышей уже к двум годам. Свежая информация малышам дается без усилий, поэтому они быстро учатся каким-то действиям. Но при обучении счету следует учитывать возраст ребенка:

  • Начинать учить считать можно в 2 года. В этот период дети способны освоить счет от 0 до 3. К 2,5-3 годам можно обучить счету до 10. Все это необходимо делать с наглядными пособиями, предметами, подручными средствами (например, используя кубики, палочки).

  • В 3-4 года ребенок способен научиться считать до 20. На этом этапе еще нужна наглядность: стоит использовать карточки с цифрами , предметами, которые нужно посчитать.
  • Если у малыша математический склад ума, в 4-5 лет он может научиться считать до 100. Главное - объяснить принцип формирования чисел из цифр. Не стоит отчаиваться, если в этом возрасте вашему ребенку не дается счет с десятками. Возобновить обучение можно в 6 лет.
  • В возрасте 5-6 лет нужно переходить от наглядности к счету в уме. В этот период ребенок должен научиться считать без помощи палочек, пальчиков, карточек. Нужно тренировать обратный счет, а также называть цифры в хаотичном порядке.

Сложение и вычитание

Умение складывать и вычитать вырабатывается обычно к пяти годам. Сначала это следует делать с помощью различных предметов, затем тренироваться решать простейшие примеры в уме. При обучении счету постепенно нужно вводить несложные примеры на сложение и вычитание. Решать примеры столбиком еще рано, но складывать однозначные числа вполне можно научить.

Заниматься математикой с малышом необходимо так, чтобы он не растерял интерес. Поэтому никаких скучных примеров по типу «3+5=? » быть не может. Учим, завлекая, наглядно. Можно в шуточной форме.

Начинать нужно с простого. К примеру, прибавлять к каждой известной цифре единицу и ее же вычитать. Стоит использовать при этом предметы, интересные ребенку или важные для него. Пример представлять лучше в виде вопроса: «У тебя две печеньки. Одной ты поделишься с мамой. Сколько останется у тебя? » И все в таком же духе.

Чтобы переходить к вычитанию, убедитесь, что малыш хорошо освоил сложение. Используйте примеры сложения и вычитания не только на занятиях, но и на прогулке, в магазине, за обедом, при уборке комнаты. Пусть ребенок проговаривает вслед за вами условие задачки. Пользуйтесь специальными пособиями и дидактическими материалами с несложными упражнениями. Обращайте внимание на наличие ярких иллюстраций. Не забываем – ребенка нужно завлечь.

Чтобы легко складывать и вычитать, малышу необходимо изучить состав числа . Он должен усвоить, что 5 состоит из цифр 2 и 3, 1 и 4, 10 – из цифр 1 и 9, 2 и 8 и так далее. Перед тем, как научиться правильно считать в уме, ребенок должен хорошо решать задачки с наглядными материалами или на пальцах. Начинать обучение счету про себя лучше с 4 лет, не раньше. С этого возраста время, отведенное на сложение и вычитание, сказывается на общем развитии.

Важно усвоить понятия «больше», «меньше». Пролистывая обучающие книжки, можно спрашивать, каких животных на странице больше, какого цвета меньше. Также нужно выучить термин «поровну». Обязательно нужно объяснить ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Нельзя упускать возможность просить малыша посчитать в уме. Это можно делать когда угодно, где угодно и с чем угодно: считать можно дома, скамейки, цветы, стулья.

Влияние на развитие

В 5-6лет большинство дошколят уже умеют прилично считать до 20, а то и до 100. Обучение счету конкретно и математике вообще способствует интеллектуальному развитию малыша в целом. Счет в уме стимулирует работу мозга, заставляет его напрягаться. Запоминание чисел, их состав развивают память .

Решая несложные задачки, где нужно посчитать, сложить или вычесть какие-либо предметы, малыш подключает воображение, рисуя в голове различные образы. Проговаривая условия задачи вслух, ребенок тренирует речь. Поэтому важно, чтобы взрослые произносили текст правильно, ведь кроха будет его повторять.

Знание чисел даст малышу возможность участвовать в какой-то степени в жизни взрослых: он сможет помогать накрывать на стол, зная, сколько столовых приборов нужно, выполнять мелкие поручения родителей, что будет приучать его к ответственности и многое другое. Это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе ребенок сможет посчитать, сколько ребят присутствует на уроке, называть дату, будет знать, что означает «приготовить для работы два карандаша».

Быстрые методики

Обучение следует производить постепенно. Сначала нужно выучить числа от 0 до 10. Но и это бывает малышу сложно. Поэтому раздробите десятку, к примеру, на две пятерки и учите поэтапно. Для обучения можно использовать различные методические пособия, подключать занимательный материал (игры, сказки, считалки), делать уроки веселыми, избегая нудных заучиваний.

Дома можно с легкостью разнообразить учебный процесс:

  • учите считать на пальцах;
  • выбирайте задания в форме игр;
  • подключайте считалки;
  • показывайте картинки, спрашивая, какое количество тех или иных предметов изображено;
  • просматривайте с малышом развивающие передачи;
  • учите с ребенком стихи, сказки с количественными и порядковыми числительными;
  • постоянно считайте все, что попадается на пути.

Предлагаются следующие методики и правила обучения дошколят счету. Вы можете выбрать наиболее подходящий для своего ребенка метод. Лучше комбинировать несколько.

Методика Сергея Полякова

По этой методике начинать учить ребенка счету нужно тогда, когда тот проявляет интерес. Как только родители заметили, что малыш интересуется числами, следует начинать обучение. Не позже. Сергей Поляков не советует использовать метод обучения счету, при котором нужно прибавлять по единице. Это тормозит учебный процесс, мешает ребенку развиваться.

Он не рекомендует начинать обучение со счета на палочках, пальцах и по линейке. Это также не способствует интеллектуальному развитию. По Полякову занятия базируются на обучении устному счету. Сначала малыш перечисляет все, что попадается ему на глаза (игрушки, книжки, ступеньки), затем пробует считать про себя, в том числе складывать и вычитать.

На первом этапе ребенок работает с числами в пределах 10 . Для решения несложных примеров в уме малышу нужно запомнить состав чисел. На втором этапе ребенок решает примеры уже с двузначными числами. При этом он не извлекает из памяти готовые решения, как это происходит на первом этапе, а приходит к пониманию и запоминанию способов сложения и вычитания.

При обучении ребенок должен усвоить понятия «больше», «меньше», «поровну». Уроки по методу Полякова сопровождаются различными играми. Например, на первом этапе используют кубики и игры с ними «Приставляем цифры к кубикам», «Гномики в домике», «Подели пополам». Можно использовать другие.

Методика Петерсон

Методика Людмилы Георгиевны Петерсон учит детей мыслить логически. Метод не исчерпывается обучением счету, он включает в себя много интересных игровых заданий, развивающих смекалку. Данная методика пользуется популярностью в дошкольных учреждениях и в начальном звене школ. Система обучения представляет собой цикл, который называют «принципом слоеного пирога».

Традиционные методики обучения придерживаются линейной концепции: в первом классе изучаем сложение и вычитание, во втором – таблицу умножения, деление и умножение, в третьем – дроби и так далее. Получается, если ребенок долго проболел во втором классе и упустил основные моменты темы, нагнать их будет трудно. Следуя данной методике, каждый год изучается одно и то же, но с разной глубиной сложности. Несколько лет подряд темы повторяются, при этом каждая снова и снова предстает в новом аспекте.

Эта система подразумевает большое количество игр. Малышам, например, нравится числовой луч. Перед крохой стоит задача: узнать, сколько будет 3+2. Ребенок встает на отметку 3, делает два шага вперед (нужно прибавить) и останавливается на отметке 5. Если нужно вычесть, ребенок делает 2 шага назад. Так малыш постепенно запоминает состав однозначных чисел.

В домашних условиях можно развивать логику малыша, играя. Прокладываете ряд кубиков: 2 красных-2 синих, 2 красных-2 синих. Говорите ребенку продолжить ряд так, чтобы последовательность не нарушалась. Если кроха берет вместо красного кубика, к примеру, желтый, подсказываете, что так ряд меняется, а он должен сохраниться.

Еще одна интересная игра. Рисуете на листе бумаги большой синий квадрат. Даете малышу задание – нарисовать фигуру, отличающуюся от вашей только по одному признаку. Ваше чадо рисует маленький синий квадрат. Затем вы изображаете маленький синий круг. Он – маленький желтый круг. И так до бесконечности, пока не надоест.

Уместно использовать задания с определением большего и меньшего количества предметов. В двух квадратах, расположенных друг против друга, нужно нарисовать, к примеру, сердечки – 6 и 5. Малышу нужно определить, где больше. Конечно, он сразу кинется считать сердечки. Но можно показать ему другой способ.

Покажите, что сердечки объединяются в пары: одно сердечко из левого квадрата соединяете линией с сердечком из правого квадрата. В том квадрате, где сердечко осталось без пары, их больше. Здесь же можно ввести знаки «больше» и «меньше». Бывает, что времени не хватает, чтобы заниматься с малышом и самому рисовать ему задания.

По данной методике выпускается много печатных тетрадей с интересными задачками, которыми можно занять ребенка.

Обучение по Зайцеву

Николай Александрович Зайцев разработал несколько игр и наборов наглядных материалов, облегчающих обучение математике. Например, игра «Сто счет». В нее входит набор карточек с числами в передах 100. Данная игра поможет развить ребенка.

На каждой карточке изображено одно число. Помимо чисел изображены геометрические фигуры в количестве десятков и единиц числа. Например, число 75. Под семеркой изображается ряд из семи прямоугольников, в каждом из которых по десять палочек (7 десятков), а под пятеркой – 1 с пятью палочками (5 единиц).

Постепенно ребенка нужно знакомить с каждой карточкой, можно расположить их на стене в детской. По этим же карточкам можно учиться складывать и вычитать. В методику Зайцева входят также такие игры как «Мне в сотне тесно» (изучение чисел до тысячи), «Платоновы тела» (геометрические умения), «Тысяча плюс» и др.

Школа Соробан

Ментальная арифметика Соробан – школа устного счета в уме. Это именно официальные учреждения, расположенные в нескольких городах России, обучающие детей по данной программе. Школа Соробан строит занятия так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. При этом формируют различные навыки и умения:

  • речь;
  • воображение;
  • образное мышление;
  • аналитическое мышление;
  • память;
  • творческие способности;
  • внимание;
  • интуицию.

Обучение происходит на счетах. Делается акцент на том, чтобы увидеть и запомнить картинку в движении. Затем ребенок сам создает движущиеся образы, придумывает ассоциации. Эта методика создает условия к быстрому восприятию информации, учит синтезировать и анализировать информацию, способствует быстрому счету в уме.

По этой программе могут заниматься дети от 5 до 11 лет.

Техника работы школы Соробан строится по трем основным принципам:

  • регулярность;
  • увлекательный процесс обучения;
  • сильная мотивация.

До недавнего времени методика школы Соробан хорошо работала только с одаренными детьми. С ребятами среднего уровня развития занятия не срабатывали, казались слишком трудными.

В последние годы школа разработала программу, подходящую не только для «вундеркиндов», но и для деток со средними способностями, что позволяет им научиться чему-то большему, развить средние способности до высоких результатов.

По любой выбранной методике можно и нужно учить обратному счету. Сначала для этого следует использовать наглядный материал (те же кубики, карточки, игрушки). Затем важно приучать к обратному счету вслух, но без подручных предметов. Не забываем и про порядковый счет.

Обучение можно проводить, рассказывая сказку. К примеру, «Теремок» («Первая пришла мышка, вторая – лягушка… » и т. д). Затем нужно задавать вопросы малышу (кто был первым, вторым, третьим). Можно попросить его пересказать сказку с использованием порядковых числительных.

Сейчас в школах принято строить комбинированные уроки с межпредметной связью. Например, на уроке математики можно задействовать материал из истории, литературы, географии и другого учебного предмета. При обучении счету дома можно также задействовать другие дисциплины.

В учебнике биологии, скажем, старшего брата или сестры неплохо будет посчитать органы в теле человека, на карте мира – количество материков (связь с географией). Можно петь песенки с числами (связь с музыкой), читать слоги в словах (связь с русским языком).

После ряда домашних занятий с малышом устройте ему небольшую контрольную работу в форме теста. И в зависимости от того, как он с ним справится, наградите небольшим призом. В обучении всегда должна присутствовать стимулирующая составляющая. Не забывайте о счете в повседневности.

Какой метод лучше?

Наиболее эффективный метод тот, что подходит ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Возможно, вы прочитали или услышали о какой-то суперрезультативной методике, но с вашим малышом она плодов не дает. Не стоит мучить себя и ребенка: попробуйте что-то другое, менее сложное. В процессе обучения нужно смотреть правде в глаза – не все дети быстро развиваются, далеко не все из них одаренные, задания для каждого нужно выбирать по силам.

В любой методике используйте игры для поддержания интереса малыша и связь с повседневной жизнью.

С дошкольниками нужно заниматься так, чтобы подготовить к школе. А это не только цифры, счет 1, 2, 3, 4, сложение и вычитание. Дошкольникам нужно развивать логику, аналитическое мышление. Они должны научиться думать, искать решение проблемы самостоятельно, выдвигать предположения, а не просто извлекать из памяти готовый заученный ответ. Хотя во многих ситуациях и без этого никуда.

К началу первого класса ребенок должен знать счет минимум до 20 (желательно до 100), уметь работать в уме с однозначными и двузначными числами. Должен знать, где «право», «лево», «верх», «низ», что значит «больше», «меньше», «поровну».

Никакого счета на пальцах быть не должно. Важно, чтобы действия проводились только в уме. Поэтому и методику выбирайте соответствующую. Любая из вышеперечисленных подойдет.

Несмотря на всю важность достижения результата, не переходите во время занятий на крик, не ругайте и не наказывайте ребенка , если какая-то задача ему не по силам. Желание работать в этом случае вы уже не вернете, и все пойдет крахом.

Малышу должны нравиться занятия. Хорошо, если они будут вызывать радость во время ожидания перед их началом, а не ужас предстоящей пытки.

Винни русский Пух

Сказать что шок, ничего не сказать. Возмущает не сам факт закрытия, а денежная компенсация - 600 рублей.
Даже не знаю какие слова и подобрать..
Надо просто посчитать, сколько денег уходит на молочку на ребенка.
Вот примерно на на неделю.
Творожки 2/сутки - 38 за штуку
Йогурт (и всё что с ним)1,5/сутки - 40 - штука
Фриско - банка 400 (примерно)
Безлактозное молоко - 2 пакеты - 90 - штука
Итого (примерно) - 1100 - неделя.

Ну и 4400 месяц - тоже примерно.

Кто что думает - или расскажите как Вы экономите на молоке.

182

О-Леся

Добрый день.
Я просто поныть и... о боже, пожаловаться на свекровь. Она у меня в принципе мировая, есть тараканы свои, безобидные, но у кого их нет? Но вот все равно нашла я повод побухтеть(((.
Короче, еще неделю назад договорились с ней, что она меня отпустит на утренник к старшему сыну и побудет с младшей. Сказала еще вчера, что к 10 приедет, а утренник в 11.30. Я рада, думаю запас времени есть, спокойно соберусь и пойду. Ага, счас!! на часах 10.40. Звонит свекровь и говорит, я уже выезжаю, я на машине, скоро буду. Работает она в другом, соседнем городе, в пяти километрах от нас. Я теперь сижу и молюсь, чтобы пробок не было. До сада 20 минут прогулочным шагом, можно и галопом добраться за 10, но мне такое не надо, потому что буду вся взмыленная, потная и мокрая. Хотела чуть раньше придти, чтобы место нормальное занять, а не на "камчатке", чтобы ребенка хорошо снять, потому что главные роли на утренниках ему не каждый раз дают...
В общем, не люблю таких людей, капуш, непунктуальных. Причем у свекрови это уже болезнь, никуда и никогда вовремя не придет, всегда с опозданиями. Я наоборот, ответственный в этом плане человек и если сказала к 10 буду, значит буду, ну а если форсмажор, то хотя бы позвоню заранее и предупрежу, что задержусь...
Зачем написала не знаю... Сижу как на иголках теперь.
А вы как реагируете на подобные ситуации?

135

Аноним

Впервые сталкиваюсь с подобным отношением, и теряюсь, не знаю как быть.

В нашей группе в саду, где детям 5-6 лет, есть достаточно агрессивны мальчик, Никита. Он высокий (где-то 116 см)и широкий, достаточно сильный. Мой сын мелкий (рост 106) и щуплый, худенький.
Ситуация следующая: После дневного сна дети одеваются, одежда оставлена на стульчиках. Мой сын, стоя перед своим стульчиком получает от Никиты сильный толчок в спину, бьется об стул лицом и нижний зуб вылетает (этот зуб был молочным, немного качался, но еще только-только начинал). Полный рот крови, вой, вопли, мне звонят воспитатели, я прибегаю в сад и едем делать рентген. Слава Богу, коренной зачаток не поврежден, вырастет.
Пытаюсь связаться с мамой Никиты и получаю реакцию - полный неадекват.
Она предлагает обвинить во всем воспитателей: мы же оставляем детей на них, а значит за все отвечают они! На мои убеждения, что дети в 6 лет сами принимают многие решения, и должны отвечать за них, мне говорят, что ее Никита "защищался" и ему мой сын "что-то сказал".
Воспитатели не боги, они не могут предвидеть каждую ситуацию, держать детей в коконах и за руку 12 часов в день. Такой ребенок и вилку может воткнуть в соседа, что ж им вилки за обедом не давать? Или тоже воспитатель виноват будет?
Но, простите, если Вам наступили на ногу, не нужно же бить по лицу? Если даже что-то сказали, нельзя наносить увечья! Мальчишки могут в саду поругаться, сказать что-то, потолкаться, ведь они мальчики, но до травм доходить не должно!
В общем, эта мамаша написала жалобы на моего сына, на воспитателей, на заведующую и в Департамент образования. Виноваты все. Кроме Никиты.

Больше всего я не хочу навредить воспитателю, она не могла это предотвратить. У меня нет к ней претензий. Но как действовать сейчас? Стоит ли писать куда-то?

И еще, есть ли механизм исключения агрессивных детей из группы? Так как наш случай с этим мальчиком не первый, многие другие дети пострадали от его действий (правда не так серьезно, синяки, ушибы, падения, удары), он вообще малоуправляемый (по словам воспитателей).
Что же предпринять?

87

Уже давно прошло то время, когда родители начинали обучение счету, чтению и письму незадолго до поступления в первый класс. Сегодня мамочки, растящие юных гениев, стараются научить маленького ребенка считать уже лет эдак с двух, а то и раньше. Мамы, а вы как считаете - торопиться или нет, насколько важным является привитие навыков счета малышу 2-3 лет? И как научить ребенка считать, какие методики обучения наиболее оправданны и эффективны? Дорогие родители, будем разбираться!

С какого же возраста стоит начать обучать чадо точным наукам?

Почему для малыша важны навыки счета

На самом деле причин начать обучение счету очень много, но стоит выделить две основные:

Когда начинать обучение счету

На самом деле числа нас окружают повсюду, поэтому играючи знакомить малыша с миром цифр можно, когда его возраст составляет всего годик. Для этого придуманы считалочки, подойдет все абсолютно, что есть под рукой.

Кстати, чрезмерно усердным и зацикленным на образовании своего чада мамочкам хочется сказать: «Дорогая, не переживайте, если ваш малыш сегодня предпочтет обучение цифрам игре на площадке». Главное в обучении - удовольствие, радость от занятий , поэтому чутко прислушиваемся к желаниям своего чада, и если сегодня юный гений не желает заниматься - так тому и быть.

Занятие должно быть в радость!

Уже с года маленькие дети вполне готовы к волнующему знакомству с миром чисел. Поэтому, элементарно поднимаясь по ступенькам, так и проговариваем: «раз ступенька, два ступенька ….». То же самое проделываем с едой, машинками, встречающимися на прогулке и т.д. Почаще хвалите своего умничку, искренне радуйтесь его успехам и помните, лучший друг - спонтанность , а не методические занятия строго по полчаса и исключительно в 11.00 по Московскому времени. Жизнь - игра, и именно дети постоянно напоминают нам об этом.

Познаем мир цифр, играя!

Давайте раскроем ключевые моменты, связанные с обучением счету и изучением цифр:


К сожалению, маленькие детки часто болеют. Их организм еще слишком слаб, чтобы сопротивляться вредным вирусам и коварным простудам. Перед мамами встает вопрос: Подходить к выбору лекарственных средств стоит со всей ответственностью, препарат должен быть полностью безопасен для юного организма.

Что делать, если у вашего новорожденного ребенка гипотонус мышц? Своим мама Марина, которая столкнулась с такой же проблемой у своих деток.

Какие методики наиболее эффективны

Существует множество известных и эффективных методик раннего развития, и о каждой из них написаны книги: это и метод Монтессори, и знаменитые карточки Домана, и методика Зайцева.

Давайте рассмотрим, какие оригинальные методы и игры применимы к малышу 1,5-3 лет, жаждущему знаний:

  • Считаем все вокруг. Здесь мама включает свою фантазию и начинает считать вместе с чадом…все! Это могут быть печеньки на полдник, яблоки в вазе, машины во дворе, любимые кубики и т.д. можно одновременно записывать итоговое число на листе, чтобы малыш запоминал его визуально.

    Вычислительные операции, касающиеся предметов, которые находятся в поле зрения - лучшая практика.

  • Считаем пальчики. К таким играм относятся фокусы с пальцами, исчезновение одного из них и т.д. Обычно маленькие дети с неподдельным восторгом реагируют на исчезновение и очень любят посчитать пальчики.
  • Играем с карточками, книжками и картинками. Дети обожают яркие красочные картинки - почему же этим не воспользоваться в процессе обучения? Старайтесь, чтобы рядом с изображением, например, трех яблок, стояла цифра «3», а около 4 конфет - цифра «4» и т.п. После того, как удалось научить цифрам 1, 2 и 3, обычно родители и дети переходят к счету до 5, и, наконец, до 10. А картинки помогут не просто перечислять числа, а сопоставлять количество предметов с соответствующей им цифрой.

    Яркая атрибутика заинтересует деток!

  • Развивающие мультфильмы. Конечно, просмотр мультфильмов стоит жестко регламентировать, но 15-20 минут в день интересного обучающего мультика помогут малышу быстрее и веселее освоить счет.

    Просмотр любимых мультфильмов - сочетаем приятное с полезным.

  • Игра в «магазин». Практически каждый малыш после двух лет просто обожает играть в магазин с папой или мамой, становясь то покупателем, то продавцом. И это - лучшая игра, чтобы освоить счет, причем не только до 10, но и до 20, если ребенку легко даются числа.
  • Помощник на кухне. Ещё один замечательный вариант игры - помощь ребенка на кухне. От мамы требуется проговаривать каждое действие и просить малыша помочь. Пример: «Пришло время обеда. Кто будет кушать? Саша, мама, папа и бабушка. Саша - один, мама - два, папа - три, бабушка - четыре. Значит, нам понадобятся 4 ложки. Саша, достань из ящика 4 ложки. А кто любит чай с вареньем? Бабушка - один, и Саша - два. Саша, достань, пожалуйста, две чайных ложечки». Дети с большой радостью помогают по дому, заодно изучая счет.

    И посчитаем, и приготовим!

  • Знакомство с нулем. Обычно папы и мамы забывают про этот момент, а потом понимают, что с нулем-то дитятко не знакомо. Поэтому уже в 2 годика можно поиграть, например, с кубиками таким образом: положить 2 кубика, посчитать их, потом один спрятать, посчитать, что остался один, и, наконец, спрятав и его, сказать: «нет кубиков, ноль».
  • Играем на счет. Пример: в коробку складываем 20-30 конфет, кубиков или других одинаковых предметов. Кидаем игральный кубик по очереди, и каждый из игроков достает столько предметов, сколько точек на кубике выпало. В итоге выигрывает тот, у кого больше конфет или кубиков.

Обучение числам и счёту - очень важный этап в дошкольном образовании. Как научить ребёнка считать, как сделать так, чтобы занятия математикой вызывали у него интерес - этими вопросами часто озабочены родители маленьких детей.

На самом деле особой сложности в обучении детей азам математики нет. Надо лишь учитывать ключевые особенности мышления ребёнка дошкольного периода жизни, которые помогут построить обучение правильно и сделать его эффективным.

Особенности дошкольного восприятия категории счёта у маленьких детей

Возраст. В возрасте двух-трёх лет у детей ещё очень незрелое мышление, им недоступны операции анализа и обобщения, поэтому даже если вы научите ребёнка счёту до десяти, то он будет всего лишь механически повторять «1, 2, 3, 4, 5», не представляя механизма исчисления. На вопрос, сколько предметов перед ним (кубиков, мячиков) он вряд ли сможет осмысленно ответить, так как пока не оперирует категорией количества.

«Своё» видение. Малыши трёхлетнего возраста воспринимают операцию счёта очень буквально, считая, что операции сложения (добавления) и вычитания (отнимания) действительны сейчас, в данный конкретный момент времени и только с теми предметами, которые он видит перед собой. Дети думают, что если предметы отодвинуть друг от друга – то их станет больше, а если приблизить друг к другу – тогда меньше.

Ребёнок, достигший возраста трёх лет, если его попросить прибавить к четырём кубикам три, даст правильный ответ «7» только после того, как подвергнет счёту все кубики по порядку. А вот дети постарше произведут вычисление другим способом, прибавляя к четырём кубикам по одному (4+1+1+1) каждый раз анализируя полученный результат, пока не получат правильную цифру – «7».

Поэтому размышляя над тем, как научить ребёнка считать, нужно помнить об этих особенностях восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Лучшее всего начать обучение детей счёту и цифрам, в возрасте трёх-четырёх лет, при этом нужно ориентироваться на индивидуальные особенности конкретного малыша, а не на примеры других мам, утверждающих, что им известно, когда и как можно научить ребёнка цифрам.

Приступаем к занятиям

Этап подготовительный, ориентировочный возраст детей – 2-3 года

Освоение категорий «большой – маленький», «больше – меньше», «один – много». Очень простые, но в то же время необходимые понятия, которыми должен оперировать ребёнок указанного выше возраста. Это сделает его последующее обучение числам и счёту более эффективным.

Примеры заданий

  • Изучаем категорию «большой – маленький». Выберите несколько игрушек разной высоты (матрёшки, пирамидки, кубики) и предложите ребёнку расставить их по размеру (высоте) от самой маленькой до самой большой.
    Можно усложнить задание следующим образом: возьмите одинаковые кубики детского конструктора, составьте из них две башни разной высоты. Предложите малышу самостоятельно уровнять их высоту.
  • Осваиваем категорию «больше – меньше». Положите перед ребёнком несколько яблок, одну игрушку, два-три одинаковых кубика, три-четыре печенья. Проанализируйте вместе чего здесь меньше, больше, а чего – одинаково. Чего больше кубиков или яблок, игрушек или печенья? Чего одинаково? Во время выполнения этого задания закрепляйте у детей навыки счёта от 1 до 5.

Во время занятий старайтесь приводить примеры, используя то, что видит перед собой ребёнок – предметы окружающей среды и быта. Тогда обучение его математике и счёту в дальнейшем будет вызывать у него живой интерес.

Начинаем обучение. Счёт от одного до десяти. Возраст детей – 3-4 года

Для этих занятий вам понадобятся следующие дидактические материалы:


Важный момент

Перед началом обучения, надо понять, сколько кубиков ребёнок может определить сразу, не прибегая к их пересчёту пальцем. Как правило, в три-четыре года дети могут сразу определить 2-3 предмета, в очень редких случаях – 4. Есть и те, кто может определить только один кубик. Поэтому поставьте перед малышом коробку с кубиками и по очереди (начиная от меньшего значения) предлагайте ему определить их количество не пересчитывая. Так и говорите «Сколько кубиков? Говори сразу, не считай!» Если малыш может определять без счёта только один кубик, необходимо провести следующее занятие.

Первое занятие. Изучаем числа 1 и 2

Шаг 1. Поставьте на стол коробку с единственным кубиком внутри, положите рядом карты с цифрами 1 и 2. Задайте ребёнку вопрос, и когда он скажет- «один», продемонстрируйте ему карту с цифрой 1. Положите её рядом с коробкой

Шаг 2. Поместите в коробку ещё один кубик и дайте малышу задание пересчитать кубики. Если он ответил, что кубиков стало два, положите на стол карту с цифрой 2, предварительно убрав карту с цифрой 1. Пусть ребёнок сделает это сам – таким образом, у него закрепится чёткое понимание соответствия цифры и количества кубиков в коробке.

Изучаем состав числа, закрепляя и отрабатывая задание несколько раз. Очень скоро юный ученик сможет запомнить, как выглядят два кубика вместе, и начнёт правильно называть их количество, не прибегая к пересчёту пальчиком. В то же время цифры 1 и 2 перестанут для него быть абстрактным понятием, когда он соотнесёт их с количеством кубиков в коробке.

Продолжаем занятие. Муравьи и муравейник

Добавляем в занятие игровые элементы. Перед его началом рассказываем ребёнку, что наша коробочка – это муравьиный домик, а кубики – маленькие муравьи, его жители, которые обитают в своих норках, то есть, на клеточках коробочки. Для больше убедительности можно наклеить на одну из граней кубика маленькое изображение муравья.

Шаг 1. Кладём один кубик на первую клетку в коробке (желательно, чтобы она находилась слева от ребёнка), и сообщаем ему: «один муравей уже у себя в норке. А если к нему сейчас захочет прийти его друг в гости, сколько муравьёв тогда станет в норке?». Если вы видите, что ребёнку сразу тяжело ответить правильно, то поставьте один кубик рядом с коробкой. Когда малыш сообразит и скажет — «2», можно разрешить ему поставить второй кубик рядом с первым, следя при этом, чтобы они находились в границах своих «норок», то есть клеточек.

Шаг 2. А теперь задаём следующий вопрос: «Сколько останется муравьёв в домике, если один уйдёт?». Скорее всего, на этот вопрос ребёнок уже ответит без затруднения — один. Попросите его подкрепить этот ответ картой с соответствующей цифрой. Двигаемся дальше, добавляя по одному кубику к уже известному числу, последовательно и не торопясь. В дальнейшем мы изучаем числа, доводя постепенно нужное количество кубиков до 10.

Демонстрируйте и обратную добавлению операцию – отнимание. Этим вы поможете ребёнку быстро и без проблем научиться счёту до 10, а также . Очень скоро он сможет решать элементарные примеры на эти математические операции. Не забывайте подкреплять количество кубиков зрительным образом чисел, демонстрируя во время выполнения задания соответствующие карточки с цифрами.

Цель этой методики

Нужно добиться следующих результатов: ребёнок должен не просто определять количество путём перечисления предметов, лежащих перед ним, а анализировать состав числа. Тогда он легко будет решать простейшие математические примеры, понимая, что число 5 получится, если 2+3 или к 4+1.

Умение производить анализ чисел очень пригодится в дальнейшем, когда дети начнут осваивать операции деления, столкнутся с понятием «кратности» чисел. Также эти навыки будут чрезвычайно полезны им, когда они начнут .

Изучаем и запоминаем цифры

Многие родители интересуются, как лучше выучить с ребёнком цифры. Ответ на этот вопрос очень прост. Нет смысла заставлять детей механически заучивать цифры. Оперируя ими, он должен хорошо представлять их числовое наполнение – то есть понимать, что стоит за цифрой «2», какое количество предметов. Поэтому, чтобы научить ребёнка цифрам необходимо постоянно подчёркивать неразрывную связь цифры и числа – его количественного показателя. Это отлично демонстрирует приведённая выше методика.

Хорошо запомнить изображения цифр ребёнку дошкольного возраста помогут всевозможные наглядные пособия – лото и карточки. Ещё лучше если вы совместно с малышом самостоятельно разработаете ряд картинок, демонстрирующих, как выглядят цифры. Используйте любые аналогии и ассоциации, чтобы сделать изображение с цифрой максимально запоминающимся. Такие картинки помогут малышу запомнить, как выглядят цифры, и .

Обучение малыша математике и счёту должно проходить легко, без применения силы и давления. Тогда любой ребёнок дошкольного возраста будет получать радость и от познания и изучения мира.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультфильм от Роберта Саакаянца, «Учимся считать»:

Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев - том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики - дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.

Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.

Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже - между 3 и 5 годами Learning to count begins in infancy: evidence from 18 month olds’ visual preferencess . Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.

10 лёгких и весёлых способов научить ребёнка считать

1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи

verywellfamily.com

К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот - № 11, он нам не подходит», «Тебе три года, а Мише из садика уже четыре», «Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12 рублей»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.

2. Считайте везде, где это только возможно


img.com

Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три - ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять - побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.

3. Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом


inlearno.ru

Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь Transforming the Workforce for Children Birth Through Age 8: A Unifying Foundation .

На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:

А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:

В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, - и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.

4. Связывайте цифры с развитием


serpadres.es

Простейший пример - отметки на игровом ростомере . «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц - интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.

Сортировка - один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.

Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 - с парой бананов, 3 - с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек - создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от 1 до 9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа «два», «три» или «девять».


drofa-media.ru

Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели «с секретом». Например, раздвигающиеся .

Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет » рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).

Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт - это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение - это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.

Мария Монтессори

На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).

Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка - чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.

10. Используйте методику Глена Домана


2gis.com

Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш «ничего не понимает».

Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 2–3-летних малышей - от 1 до 10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.

По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.

Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: «Один». Затем перейдите к карточке «два» и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.

В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его , погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение - важная часть методики Домана.

На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке - от 1 до 10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.

Что дальше

С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом - количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.

Следующая ступень - последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.



Похожие публикации