Infinityvostok - Женский портал

Занятие в подготовительной группе познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда. Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница вода И закованы реки в прочный панцирь

Татьяна Николаевна Демидова

Программное содержание :

1. Образовательные :

Формировать способы зрительного и тактильного обследования.

Продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда : тают в тепле- образуется вода.

Проверить на практике правильность загадки «В огне не горит, в воде не тонет.»

Закреплять навыки организованного поведения.

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

2. Развивающие :

Развивать у детей познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, умение анализировать события и делать выводы.

Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос.

Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

Развивать творческое воображение

3. Воспитательные :

Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.

Оборудование для педагога :

Тазик со снегом , таз с водой, тарелка для колобка. формочки со льдом, свеча, молоточек, спички, поднос. угольки, палочки, музыкальный центр, аудиозапись А. Повилайтис «Вальс снежинок» , рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»

Оборудование для детей :

Подносы с геометрическими фигурами. Снежинки разные по форме, вырезанные из бумаги разных тонов.

Ход НОД:

Воспитатель : - Дети, подойдите ко мне. Послушайте загадку :

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто ответит, кто знает?

Когда это бывает?

Воспитатель : - Верно зимой, а сейчас какое время года? Правильно, зима. А вам нравится зима? Почему? Давайте подойдём к окну и полюбуемся, как кругом всё бело и красиво. Попробуйте отгадать загадку :

Бел, да не сахар- нет ног, а идёт.

Что это? Правильно- снег .

(Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима» ).

Воспитатель : А как вы думаете, чем зима отличается от других времён года? (ответы детей)

Да, только зимой бывает снег . Посмотрите ещё раз в окно, везде лежит снег : и на деревьях, и на крышах домов. Снег , как одеяло- покрыл всю землю.

А вы знаете, что со снегом случаются чудесные превращения? Хотите узнать какие?

Давайте сядем на стульчики, а я вам расскажу одну историю.

(Воспитатель читает произведение Н. Калининой «Про снежный колобок» ).

Воспитатель : - Как вы думаете, что же случилось с колобком? А почему он растаял? А хотите проверить, действительно ли колобок растаял? Давайте проведём опыт.

(воспитатель вносит таз со снегом )

Воспитатель : - Посмотрите, что лежит в тазике? Верно, снег . А как вы догадались, может быть это вата? Потрогайте пальчиком. Какой снег ? Холодный. А ещё какой? Белый, мягкий, липкий. А когда снег мягкий и липкий , что с ним можно делать? Правильно, лепить. И сейчас мы с вами попробуем слепить снежного колобка. Какой колобок получился? Круглый. Я беру в ладони снег и со всех сторон его прижимаю, приглаживаю. А что же не хватает колобку? Да глазки у него угольки, Маша помоги мне сделать глазки.

Молодец, помогла. Колобок уже может видеть. А чего ещё не хватает? Ротика и носика. А из чего они сделаны? Верно - из палочек. Серёжа делай рот и нос.

Вот какой у нас колобок снежный получился! Дети, а как вы думаете, похож он на Алёшиного колобка?

В рассказе Алёша положил своего колобка в карман, а мы нашего посадим на тарелочку, ему будет удобно. Подумайте, куда можно поставить тарелочку, чтобы он не убежал?

Давайте поставим его в шкаф, договоримся с вами дверцу не открывать, в шкаф не заглядывать, потому, что мы проводим опыт. А перед обедом откроем шкаф и посмотрим, что же с колобком произойдёт?

Физкультминутка

Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой , (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в феврале.

Раз, два, раз, два (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель : -А сейчас отгадайте загадку.

Не драгоценный камень, а светится? Молодцы, отгадали- это лёд. Помните мы вчера с вами налили в формочки воду и поставили за окно. Давайте посмотрим, что стало с водой.

(Воспитатель показывает формочки. Переворачивает их, выкладывает лёд на поднос).

Воспитатель : - Да, вода замёрзла и превратилась в лёд. А почему вода замёрзла? Потому что на улице холодно, мороз. Потрогайте лёд пальчиками и скажите, какой он? Верно, он холодный, скользкий, блестящий. Посмотрите, через него всё видно, какой можно сделать вывод - правильно, лёд прозрачный. А сейчас я возьму молоточек и постучу по льду?- что с ним произошло? Правильно. - лёд раскололся на кусочки. Что можно сказать?- Лёд хрупкий. А сейчас я лёд возьму в руку. Смотрите, что это капает? Да, вода. А почему? Молодцы, правильно. - рука тёплая, а лёд в тепле тает и образуется вода.

Воспитатель : - Про лёд есть много загадок, но вот одна из них :

В огне не горит, и в воде не тонет. Давайте поверим, так ли это- проделаем с вами опыт со льдом. Сейчас я зажгу свечу и попробую лёд от свечи зажечь.

(воспитатель подносит лёд к свече) .

Смотрите, капает вода, лёд тает, а свеча погасла. Как вы думаете? Правильно - от огня лёд не загорелся, а стал от тепла таять и вода погасила огонь. Мы узнали, что лёд в огне не горит, а только тает от тепла.

(воспитатель ставит на стол таз с водой) .

Воспитатель : - у меня в тазике вода. Я беру лёд и кладу его в воду. Посмотрите, что с ним происходит? Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках- плывут большие льдины- это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины- они называются- айсберги.

Как называют огромные льдины в океане? Айсберг.

Вот мы с вами убедились, что лёд в огне не горит, и в воде не тонет.

А вот ещё одна загадка :

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все- сквозные- вырезные,

А возьмёшь- вода в руке.

Что это? Снежинки. А вы видели снежинки? Какие они? Белые, лёгкие, пушистые, все в иголочках, разной формы, очень красивые, вырезные. Давайте попробуем выложить красивые снежинки из геометрических фигур, которые лежат на столах.

(Звучит музыка, дети за столами выкладывают снежинки) .

Воспитатель : - рассмотрите снежинки- все они очень красивые, разной формы, ни одна не похожа на другую.

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх)

Легкие пушинки. (покружиться на носочках)

Чуть затихла злая вьюга (встать прямо и опустить ручки вниз)

Улеглись повсюду. (присесть, руки опустить к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вытянуть вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали белые подружки.

(руками выполнить движение "ножницы")

Заспешили на прогулку детки и старушки.

(шагаем на месте)

Воспитатель : Молодцы, снежинки- очень красиво танцевали- легко кружились и плавно опускались на землю.

Скажите, что мы сегодня делали? Опыты со снегом и льдом .

Что нового узнали?

Сегодня на прогулке каждый сделает своего снежного колобка. А вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, что интересного сегодня вы узнали!



Тема: Снег и его свойства

Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой и придумывать узор по своему желанию.

Развивающие задачи: развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ; развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.

Предварительная работа: наблюдение за снегом; рассматривание снежинок; игры со снегом; опыт со снегом.

Демонстрационный материал: Зайчик; иллюстрации с изображением снежинок; карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад, туча, пар, снежинка; Завывание вьюги.

Раздаточный материал: темная бумага в форме розеты, кисти, непроливайка, салфетка (на каждого ребенка); гуашь белого цвета.

Словарная работа: снег — серебристый, хрустящий, холодный, искристый, сверкающий, воздушный, мягкий, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная, ажурная, красивая, резная, прозрачная, белая; иней, метель, вьюга.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ой, кто-то там стучит за дверью … Посмотрите, кто к нам в гости пришел? Зайчик принес конверт. А конверте загадки. Отгадаете ребята? Тогда, слушайте внимательно и отгадайте:

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный как лягушка,

А согреешь — ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Зайчик хочет посмотреть, как занимаются дети старшей группы. Его зовут Снежок.

Беседа « Что такое снег?»

Воспитатель: – Ребята, какое сейчас время года?

Дети: – (ответы детей).

Воспитатель: — Скажите, что такое снег? Почему идет снег?

Дети: -(ответы детей)

Воспитатель: – А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов рек и озер — испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч. Ребята, зайчик мне на ушко пошептал, что он принес сюрприз. Что это? А какой бывает снег?

Опыты со снегом:

Снег бывает: белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.

Воспитатель – Посмотрите, что это? Потрогайте его, возьмите на ладошку и можете подержать. Какой снег на ощупь?

Дети – холодный и мокрый.

Воспитатель – Как вы думаете, из чего состоит снег?

Дети – (ответы детей)

Воспитатель – Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?

Снежинка : легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.

Воспитатель – По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А снежинки кружатся, ветер их несет, это явление называется вьюга и метель. Вы слышали, как воет вьюга?

Дети — У-у-у, у-у-у…

Прослушивание вьюги и метели:

Воспитатель — Метель — это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно. А что такое иней?

Дети – (ответы детей)

Воспитатель – Иней, – это появление ледяной корки на деревьях, на заборе, на земле, на проводах образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их иногда называют рисунками Деда Мороза, другие похожи на лесную сказку. А теперь, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю …(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые …(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее …(снегопад).

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

Словно белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Словно в сказке как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

  1. Художественное творчество Рисование « Снежинка»

А теперь, мы с вами нарисуем красивые, ажурные снежинки. Снежинка, какого цвета? Значит, мы снежинку будем рисовать белой краской. Правильно взяли кисточку в правую руку, выше металлического наконечника, с тремя пальцами. Кисточку сначала смачиваем в воде, затем набираем белую краску, и рисуем концом кисти снежинку. Рисуем прямую линию сверху вниз, затем с левого верхнего угла рисуем на правый нижний угол, потом с правого верхнего угла рисуем на левый нижний угол. Так как, двух одинаковых снежинок не бывает, сами придумаем красивый узор.

— А теперь мы с вами поиграем в игру «Мы снежинки»

Мы снежинки, мы снежинки

Мы снежинки- звездочки

Мы кружились, мы кружились

И на землю тихо сели.

Но подул вдруг ветерок

Все снежинки он поднял

Мы снежинки, мы — малютки

Мы кружились, мы кружились

И на землю снова сели.

  1. Итог занятия

Воспитатель — Почему мы любим зиму? Как выглядит земля зимой?

А какой чудесный праздник отмечаем зимой?

Дети – (ответы детей)

Воспитатель — Зима – чудесное время года, нам принесла снег и радость.

В какие игры мы играем зимой?

Дети – (ответы детей).

Воспитатель – Вам понравилось рисовать снежинки? Трудно ли было рисовать?

Молодцы! На занятии все отвечали хорошо, очень понравились зайчику ваши рисунки — снежинки. Спасибо! Занятие окончено.

РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка» филиал №3 “Звёздочка”

«Тайны снега и льда»

ООД с элементами экспериментирования

подготовительная группа

Воспитатель: Шлыкова Г.В.

2015-2016 уч. г.

Цель:

ознакомление с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о свойствах снега и льда;

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;

Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе;

Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный;

Повторить правила поведения на прогулке, на льду;

Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;

Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время);

Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.

Развивающие:

Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

Развивать мышление, память, умение выслушать товарища, не перебивая

Развивать связную речь;

Развивать мелкую моторику;

Способствовать развитию осторожности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Оборудование и материалы: снег, лёд, ёмкости с водой, бумажные салфетки, формочки со льдом, вода, гуашь, формочки, тарелочки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом, льдом; чтение стихотворений о зиме; рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.

Живет на земле Матушка Водица. У нее большая семья: сыновья - Туман,

Дождь, Снег, Лед; дочери - Роса, Снежинки. У всех разные характеры, все

любят разные времена года (кто весну и лето, кто осень и зиму).

Хочу загадать вам загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

С кем из детей Матушки Водицы мы встречаемся зимой? (снег, лед, снежинки)

Мы сегодня узнаем, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником. (Прикрепить значок - бейджик.)

– О чем говорилось в начале загадки?

(Внесение снега, его исследование.)

– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?

– Что вы знаете о снеге? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.)

– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)

– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)

(Внесение льда, его исследование.)

– Что такое лёд? Как он получается?

– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)

– Как вы думаете, коллеги, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?

– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.

(Деление детей на три подгруппы.)

– Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы: три старших лаборанта набирают себе команду.

Опыт «Что быстрее растает?»

(Оборудование и материалы: тарелочки, снег, лёд.)

У каждой группы на столе - рыхлый снег, комок снега, лёд.

– Куда лучше поставить тарелочки, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате, где падают лучи солнца.)

Опыт «Определение тяжести»

(Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.)

– Давайте определим время: 3 минуты (Выставить песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?

Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

(Объяснения старших лаборантов после наблюдения и обсуждения с командой.)

Вывод:

Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.

Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.

Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.

(Проверка времени, затраченного на первый опыт.)

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод : Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

Игра «Хорошо – плохо»

– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)

– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Если увидишь лед - ступай по нему осторожно, а лучше обойди! (Лед гладкий, скользкий. Можно поскользнуться и упасть).

Нельзя ходить по льду на реках! (Лед может подтаять и тогда он теряет свою прочность. Можно провалиться в воду).

Как определить прочность льда?

(Лёд можно считать прочным, если его толщина не менее 7 сантиметров – это лёд зеленоватого оттенка. А матово-белый или с желтоватым оттенком – ненадёжен. Тонкий лёд бывает вблизи кустов, камыша, где в него вмёрзли водоросли, около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи. Следует обходить площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лёд всегда тоньше. Очень осторожным следует быть в местах, где лёд примыкает к берегу – возможны трещины, подо льдом может находиться воздух. Особенно опасен лёд во время оттепели.)

Что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?

(Во-первых, ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания. Необходимо удержаться от погружения в воду с головой. Во-вторых, без резких движений нужно постараться выбраться на лёд, широко раскинув руки, наползая на край льда грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда вы пришли, где прочность льда проверена. Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас ускорить движение, подняться, побежать, будьте осторожны до самого берега. Ну а там уж не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.)

Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?

(Позвать взрослых на помощь. Взрослому нужно помнить, что приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше подложить под себя лыжи, доску, фанеру. Подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Поэтому нужно протянуть тонущему лыжу, лыжную палку, доску, верёвку или ремень, связанные шарфы. Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и ползти к полынье. Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухое.)

Физкультминутка «Пушистый снег»

Снег над нами кружится –

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Закружились, как снежок.

(Дети изображают зимние фигуры.)

Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»

– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?

– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?

– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)

– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?

Вывод: Снег непрочный, рыхлый.

– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)

– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?

(Воспитатель вносит цветную льдинку.)

– Как вы думаете, почему она цветная?

– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки.

(Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки

– Куда поместить необходимо наши формочки, чтобы получился лед?

(Воспитатель подводит итог.)

– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

Общие свойства снега и льда:

Холодные на ощупь;

Сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;

Не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.

Различия снега и льда:

Снег белый и рыхлый:

Лед прозрачный и хрупкий.

Назовите правила безопасности на льду. Хочу подарить вам снежинки. Можно загадать желание и повесить на новогоднюю ёлку. Пусть оно сбудется в Новом году!

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе на тему «Лед и его свойства»

Цель: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.

Задачи:

- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда;

- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: снежинки с загадками, льдинки, светящийся шар, аудиозапись звуков природы, ноутбук, картинки с изображением зверей, ватман, картинки с изображением свойств льда, мяч, соль, фольга, перчатки, варежки, платок, стаканы с водой, салфетки.

Ход занятия

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Игра с детьми «Давайте познакомимся»

Встанем в круг, возьмемся за руки. Воспитатель называет детям свое имя, игра продолжается по кругу.

Ребята, вы любите мультфильмы?

Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Ледниковый период»

Введение в ситуацию.

Вы знаете, как называется этот мультфильм? (Ледниковый период)

А как называется это животное? (саблезубая белка)

Какая проблема у белки? (не может добраться до ореха)

Что произошло? (лед на шее застрял)

Давайте мы ей поможем освободиться ото льда.

Чтобы ей помочь, нам надо оказаться в этом ледниковом периоде и узнать, какими же свойствами обладает лед.

Игровое упражнение.

Садимся удобно, закрываем глаза и представляем, что вокруг нас только лед. Он красиво переливается на солнце разными цветами радуги, становится холодно, дует ветер.

(звучит музыка, работает светящийся шар, на столах появляются фигурки животных).

Ребята, откройте глаза. Смотрите, мы оказались в мире наших героев. Здесь красиво.

И они ждут нас с интересными заданиями.

- Пойдемте к мамонту, его зовут Мэни. Он предлагает нам, познакомится со свойствами льда.

Наблюдение за свойствами льда.

Возьмите в руки по одному кусочку льда.

Потрогайте его, опишите какой он (гладкий, шершавый, холодный, мокрый, скользкий, прозрачный, бесцветный, хрупкий)

Через лед можно что-то увидеть?

Что происходит со льдом у вас в руках? (он начинает таять, потому что руки теплые)

Из чего же получается лед? (из воды). Лед - это замерзшая вода.

Вывод: лед-это замерзшая вода, лед гладкий, холодный, блестящий, хрупкий, бесцветный-прозрачный, прочный)

Давайте с помощью рисунков, покажем, какие свойства у льда (интеллект-карта)

Опыт «Тонет ли лед в воде»

Ребята, следующий персонаж - это тигр, которого зовут Диего.

У него возникли трудности. Ему надо перепрыгнуть с одной льдинки на другую. Но он не знает, тонет лед в воде или нет. Тем более что тигры не любят купаться в воде.

Давайте это проверим. Возьмите по льдинке и опустите в воду.

Что мы видим (лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность)

Вывод: лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность. Прикрепить картинку на карту.

Физкультминутка игра «Вода - не вода»

Ленивец по имени Сид предлагает нам поиграть, на то он и ленивец, не хочет он придумывать никакие задания!

Если слово связано с водой - мы поднимаем обе руки вверх, если нет - садимся на корточки.

Слова: лужа, камень, компот, снег, стол, чай, бумага, лед, часы, суп, карандаш, ухо.

Молодцы! Вы были внимательными!

Опыт «Как быстрее растаять лед»

А сейчас давайте подойдем к нашей саблезубой белке, которую зовут Скрэт.

Он уже очень долго пытается заполучить этот орех. Но ничего не выходит.

Давайте поможем ему опытным путем.

Перед вами лежат разные предметы, посмотрите на них. Давайте вслух проговорим их (варежки, перчатки, бумага, фольга, соль, платок, стаканы с холодной и теплой водой)

Возьмите по льдинке. Посмотрите внимательно на нее. Ничего странного не замечаете, она с секретом.

Да, внутри нее лежит орех.

Нам нужно найти способ, который быстрее растопит лед.

Выбирайте сами, что вам нравится.

Пока льдинки у нас таят, давайте подойдем к снежной стене.

Отгадывание загадок «Снежная стена». Снежинки висят на стене, на каждой снежинке указана цифра, ребенок называет цифру, воспитатель читает загадку.

Картинки, связанные со льдом, клеем на карту.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (снег)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Туча в небе, дождь идет,

Падать стал вдруг с неба лед,

Крупный, словно виноград

Называется он …..(град)

С крыши медленно стекала

Маленькая струйка,

Видно, холодно ей стало,

Выросла ……

(сосулька)

Мороз на лужу опустился

И мир вокруг преобразился.

Там где раньше все текло,

Превратилось все в стекло.

(Лед на луже)

На радость местной детворе

Залит зимой он во дворе.

Я позову друзей пяток,

Возьмем коньки, нас ждет …

(Каток)

Белой глыбой ледяной,

В океане встал стеной,

Знает каждый капитан,

Как опасен великан

(айсберг)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(зимой)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша - толстое стекло?

(лед на реке)

Ой, болит, болит нога,

Дайте холодка сюда,

Положите лед на ранку,

Чтобы я встал спозаранку

(лед на рану)

Не конфета, не печенье

В рот положишь-наслаждение,

Тает замороженное

Вкусное ……(мороженое)

Ответы-картинки на загадки мы крепим на карту.

Молодцы, ребята!

Теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Что изменилось? Где растаял лед?

Можно положить нерасстаявшие льдинки в теплую воду или посыпать солью.

Если орешки полностью оттают, положить их в тарелочку для белки. Вот мы и помогли белочки найти способ, как растопить лед.

Вывод: лед тает быстро в теплой воде и с помощью соли, соль его разъедает.

Прикрепляем на интеллект-карту: картинка с солью, стакан с теплой водой.

Заморозка ягод

- Ребята. Белочке мы помогли.

Давайте мы сделаем нашим героям подарки.

Смотрите, у нас есть ягода. Как она называется? (земляника)

Что с ней надо сделать, чтобы она сохраняла свои свойства надолго и оставалась свежей?

(заморозить)

Берите по одной ягодке и опускайте на дно формочки и заливаем водой.

А что нужно сделать, чтобы вода замерзла? (убрать в холод)

У вас в группе есть холодильник? (нет)

Мы пока поставим его на подоконник, а потом вы вместе с воспитателем уберете в морозилку на кухню. К вечеру они замерзнут, и вы их подарите нашим героям.

Работа с интеллект-картой.

Давайте подойдем к нашей интеллект-карте и посмотрим, все ли мы правильно приклеили.

Посмотрите на нашу схему. Давайте расскажем о свойствах льда с помощью ее.

С помощи этой карты, можно легко понять, какими свойствами обладает лед.

Ребята, дома спросите у родителей, где еще встречается и применяется лед, а завтра расскажете и приклеите картинку на схему.

Предварительная работа:

Материал для занятия

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

2. Д/и «Снежный ком».

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?.

Что же она ему рассказала?

(свободные ответы детей)

4.Физминутка:

5.Послушайте ещё загадки:

Опыт 1.

Опыт 2 . Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед - прозрачный)

Опыт 3.

Опыт 4.

Опыт 5 .

6. Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. (вручение эмблем).

7. . Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).

8. .

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Свойства снега и льда»»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад № 80 «Песенка»

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему

«Свойства снега и льда»

Подготовила воспитатель I категории

МБУ ДС №80 «Песенка» г.о Тольятти

Максимова Елена Вячеславовна.

г.о.Тольятти 2016

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

    расширять знания детей о зиме, ее месяцах;

    продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);

    формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);

    развиватьумение детей отвечать на вопросы поискового характера;

    учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

    обогащать словарный запас детей;

    воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия : снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, пищевая сода, пена для бритья, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, эмблемы-снежинки.

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

О каком времени года это стихотворение?

2. Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»

Сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?

3.Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».

Что же она ему рассказала?

(свободные ответы детей)

4.Физминутка: 1,2,3,4,5-мы пошли во двор гулять…(имитация движений под текст)

5.Послушайте ещё загадки:

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)

Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема научного сотрудника.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)

Опыт 2 . Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)

Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)

Опыт 4 . Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).

Опыт 5 . Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)

6. Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. (вручение эмблем).

Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его оставить в группе?

7. У меня для вас есть небольшой сюрприз . Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).

8. Игровая деятельность детей с искусственным снегом .



Похожие публикации