Infinityvostok - Женский портал

Урок литературы толкин властелин колец. Властелин колец. Традиции английской сказки в трилогии Толкина

«Добро пожаловать в Средиземье!».

Урок литературы по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкиена

«Хоббит, или Туда и Обратно»

(5 класс)

Анохина С.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 17 Рефтинский

Цели урока :

воспитательные - вызвать интерес к личности Дж. Р.Р. Толкиена, определить уровень восприятия учениками прочитанного произведения, ввести их в особый эмоциональный мир, создать «эффект присутствия», воспитывать чувство прекрасного;

развивающие – развитие воображения и памяти, формирование навыков межличностного общения;

образовательные совершенствование навыков чтения; знакомство учащихся с отдельными фактами биографии писателя, стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы по теме.

Тип урока : урок по литературы с использованием межпредметных связей (английского языка и музыки).

Виды учебной деятельности: выступление учащихся, выразительное чтение отрывков, самостоятельная работа.

Оборудование: карта волшебной страны, аудиозаписи, выставка книг Толкиена, русские и английские названия сказочных существ на доске, рисунки, компьютерные презентации.

* занятие включает в себя 2 урока

Эпиграф к уроку:

«…По сути своей я – хоббит (во всем, кроме размеров). Я люблю сады, деревья, не изуродованный машинами сельский пейзаж, курю трубку, обожаю простую сытную еду... Я без ума от грибов, юмор у меня не замысловатый, я рано укладываюсь спать и поздно встаю. И мало путешествую…»

Дж.Р.Р.Толкиен

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. (1 слайд презентации)

Учитель: Толкиен - популярнейший английский писатель. Его книги читают во всем мире, а после выхода кинотрилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя повысился. Начало многочисленным приключениям его героев стала маленькая сказочная повесть «Хоббит, или Туда и Обратно». Вы недавно прочитали эту сказку и давайте разберем историю её создания и откроем секрет её популярности.

Работа с биографией писателя

Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст.

Толкиен родился в Африке. Имя, данное ему при рождении, звучало роскошно: Джон Роналд Руэл. В детской памяти от Южной Африки осталось мало: укусил тарантул, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут обезьянки, по ночам воют шакалы и рычат львы. Пожалуй, больше и ничего. Из Оранжевой республики переехали в Англию. Отец умер внезапно, когда будущему писателю было 4 года. Когда ему минуло 12 лет, он потерял и мать. В 18 лет Толкиен стал стипендиатом Оксфордского университета (стипендии тогда, в отличие от наших нынешних вузов, давали только тем студентам, что сдали вступительные экзамены не просто на “пятёрку”, а блестяще). В 21 год женился, а через два месяца после свадьбы ушёл добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Толкиен провёл на передовой 4 месяца в разгар самой кровопролитной битвы: шёл или полз под огнём по грязи и по мёртвым телам бок о бок с другими, и солдаты считали его своим. Потом - сыпной тиф. На этом невзгоды в жизни Толкина закончились. Оставшиеся полвека протекали спокойно. Он стал уважаемым профессором, знатоком многих языков, блестящим специалистом по средним векам. В семейной жизни Толкин был домоседом, любящим мужем и отцом. А вот в литературе Толкиен заслужил титул одного из самых читаемых авторов второй половины двадцатого века.

Тема урока: Джон Толкин «Хоббит, или туда и обратно».

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

    познакомить учащихся с биографией Джона Толкина;

    познакомить учащихся с историей написания повести «Хоббит, или туда и обратно»;

    показать отличия жанра фэнтези от фантастики и научить различать эти два литературных жанра;

    познакомить учащихся с жанром фэнтези и его специфическими чертами;

    воспитать интерес к жанру фэнтези;

    развивать образное и логическое мышление учащихся.

Оборудование: учебник-хрестоматия «Литература. 5класс». Автор – Курдюмова Т.Ф.; презентация; методическое пособие к учебнику.

Ход урока.

    Орг. момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Убираем с парт все лишнее. Есть ли сегодня отсутствующие? Записываем в тетради число – сегодня одиннадцатое марта, и нашу сегодняшнюю тему – Джон Толкин. «Хоббит, или туда и обратно» (учитель записывает число и тему урока на доске)

2. Постановка цели урока.

Итак, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами должны познакомиться с писателем Джоном Толкином и с его произведением «Хоббит, или туда и обратно», и с таким литературным жанром как фэнтези, а также выяснить, в чем отличия жанра фэнтези от фантастики. К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать отрывок из повести «Хоббит, или туда и обратно». Я надеюсь, вы прочитали его?

Молодцы. Сегодня мы поговорим об этом отрывке, но чуть позже. А сейчас мы познакомимся с писателем.

3. Объяснение нового материала.

Работа учителя

Работа уч-ся

План урока:

    Биография Джона Толкина.

    Специфика жанра фэнтези. Краткая история написания повести Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Смысл двойного названия повести.

    Краткое знакомство с историей создания трилогии «Властелин колец».

    Биография Джона Толкина. (рассказ учителя)

Джон Толкин (3 января 1892 – 2 сентября 1973 гг.) – английский писатель-фантаст, он считается родоначальником жанра фэнтези в том виде, в котором он существует сегодня. (показать портрет Д. Толкина на презентации)

Полное имя – Толкин Джон Рональд Руэл – запишите, пожалуйста, полное имя писателя себе в тетради . Родился он на юге Африки, в городе Блумфонтейне. Семья его жила не богато. Когда Джону исполнилось три года, умер его отец и семья переехала жить в Англию, почти без средств к существованию. Мать как могла старалась вырастить детей, давала уроки чтобы прокормить семью и сама занималась с детьми. Она привила маленькому Толкину интерес к иностранным языкам. Однако судьба распорядилась так, что в 1904 году, когда дети были подростками, она скончалась, и Джон Толкин вместе с братом остались практически одни. Духовник матери, отец Френсис Морган взял их под опеку. Несмотря на то, что человек этот жил скромно, он сумел воспитать детей. Джон Толкин к этому времени хорошо знал латинский и греческий язык и немного владел готским, древнеанглийским и древнеисландским языками, что в дальнейшем пригодилось ему в творчестве. Также Джон Толкин был высокообразованным человеком, он ученый-филолог и работал преподавателем в Оксфордском университете.

Первый писательский опыт пришел к Толкину рано. В семь лет он сочинил свою первую историю «про драконов», а уже, будучи профессором оксфордского университета, он начал писать сказки. Но все это были лишь пробы пера. Что касается самого писателя, то надо сказать, что судьба его была непростой, он участвовал в первой мировой войне.

В нашей современной российской литературе тоже много писателей, чьи произведения основаны на фантастических и мифологических элементах. Одним из таких писателей является Кир Булычев. Он автор интереснейшего цикла, который называется «Девочка с земли». В этом цикле речь идет об одной девочке, Алисе, которая путешествует по разным планетам. Эта героиня по своим внутренним качествам, очень похожа на Аню из сказки Набокова, которую мы с вами изучали на прошлом занятии. Поэтому, если захотите, можете найти произведения Кира Булычева и прочитать их.

А теперь, давайте вернемся к нашей повести «Хоббит, или туда и обратно».

    Специфика жанра фэнтези, отличие фэнтези от фантастики. Краткая история написания повести Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Смысл двойного названия повести. (Беседа)

А сейчас, давайте откроем учебники на странице 98. Перед нами отрывок из повести, который мы с вами будем читать. Читаем по очереди, я буду ставить оценки и за выразительность чтения, и за ваше умение слушать, и за ответы на вопросы, которые я буду задавать вам, после того, как мы прочитаем данный отрывок. Поэтому попрошу вас собраться и внимательно слушать друг друга. Начинаем читать. (Комментированное чтение)

Вопросы:

    Перескажите содержание отрывка. О чем рассказывается в этом отрывке?

    Кто же спас Бильбо от гоблинов? Кто помог ему убежать от них?

    Молодцы, скажите, а кем же у нас являются Бильбо и Гендальф в повести? Они люди или какие-либо другие существа?

Верно, ребята, это необычные существа для нас, ведь в реальном мире их не существует. А в нашем произведении такие герои есть. Я думаю, вы уже давно знакомы с жанром фэнтези, поскольку сейчас этот жанр широко распрастранен не только в литературе, но и в кинематографе. Давайте посмотрим на определения жанров фэнтези и фантастика , и посмотрим, в чем же у нас различаются эти жанры. (Показать слайды)

Фэнтези – вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических элементов (боги, демоны, волшебники, мифологические существа).

Фантастика – это мир причудливых образов, рожденных воображением на основе фактов реальной жизни.

Главное отличие двух этих жанров в том, что в основе фэнтези лежат мифологические элементы. То есть в произведениях этого жанра мы можем видеть мифологических существ – богов, демонов и др., которых на самом деле в нашей жизни нет. А в произведениях жанра фантастики мы сталкиваемся с тем, что реально в жизни. Например – пришельцы – это инопланетные существа, однако они реальны, они есть и это уже давно доказано. Вот в чем главное отличие фэнтези и фантастики. Повесть Толкина «Хоббит, или туда и обратно» является произведением жанра фэнтези.

Вопросы:

    Скажите, какие фильмы или мультфильмы жанра фэнтези вы знаете?

    На основе известных вам произведений, фильмов и мультфильмов жанра фэнтези, какие отличительные черты этого жанра от других жанров (рассказ, приключение, боевик) вы можете назвать?

    Скажите, а какие существа помимо людей втречаются в произведениях этого жанра?

    А каких героев–людей произведений этого жанра вы можете назвать?

Хорошо. Говоря простыми словами, фэнтези – это ваша фантазия, на основе которой и создаются произведения жанра фэнтези, которые вы так любите.

Вернемся к нашему произведению.

Повесть «Хоббит, или туда и обратно» довольно необычно создавалась. По словам самого автора Джона Толкина, однажды ночью ему приснился сон, что он принимает экзамен. Ему необходимо было проверить сочинение. Когда он смотрел его, ему под руку попал один совершенно чистый лист бумаги, на котором он просто случайно написал первые пришедшие в голову слова: «В земле была нора, а в ней жил да был Хоббит». Толкин не знал, почему написал на листе именно эту фразу и этот вопрос до сих пор остается загадкой. Однако уже позднее, именно из этой фразы появилась знаменитая повесть «Хоббит, или туда и обратно», вышедшая в свет 21 сентября 1937 года.

Обратите внимание на само слово «Хоббит». (Учитель объясняет происхождение названия по презентации) По некоторым версиям такое название произошло из сокращения двух слов: одно слово латинское и звучит как « hommo » - что в переводе означает «человек», а другое, английское слово « rabbit » - переводится как «кролик». Из первого слова « ho (mmo )» был взят первый слог - ho , а из второго «(ra ) bbit » последний слог – bbit . В результате соединения этих двух слогов возникает слово « hobbit » - то есть « Хоббит », которое мы видим. Запишите, пожалуйста, оба этих слова себе в тетради . Вот так появляется название повести «Хоббит, или туда и обратно».

3. Краткое знакомство с историей создания трилогии «Властелин колец» . (Беседа)

Кстати, ребята, сегодня мы с вами не зря вспомнили фильм-трилогию «Властелин колец». Это фильм-трилогия, потому что он состоит из трех частей – «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». Дело в том, что этот фильм был создан именно по мотивам повести «Хоббит». Вот так, через многие годы после написания повести, по ней начались съемки знаменитого фильма.

Вопросы:

    Ребята, давайте вспомним сюжет этого фильма. Кто может сказать, о чем этот фильм?

    А почему это кольцо необходимо было уничтожить?

Правильно, ребята, кольцо приносило людям зло, поэтому эльфы хотели его уничтожить. Этот сюжет лежит в основе повести Джона Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Повесть очень интересная, я советую вам ее прочитать. В ней настолько ярко описаны события, что читается она на одном дыхании. И я думаю, вы с удовольствием прочитаете эту повесть, особенно те, кто не видел фильма «Властелин колец».

- В отрывке рассказывается о том, как Бильбо и Эрлонд отправились в горы, и попали в плен к злым гоблинам.

- Ему помог спастись Гендальф. Когда пленников вели в замок, он прокрался вслед за ними и с помощью одного из своих колдовских трюков освободил Бильбо и Эрлонда.

- Бильбо – гном, а Гендальф – волшебник или колдун.

- «Гарри Поттер», «Властелин колец», мультфильм «Приключения Синдбада морехода» и т.д.

- В произведениях жанра фэнтези всегда присутствует волшебство, фантастические события и сверхъестественные явления, герои, которых не существует в реальной жизни.

- Драконы, Ящеры и др.

- Гарри Поттер, Тарзан, Алладин, различные феи и волшебники, колдуны и др.

«hobbit » - «Хоббит ».

- Этот фильм о мальчике, которому было поручено нести кольцо, чтобы потом его уничтожить.

- Потому что оно было волшебным и притягивало к себе злые силы. Человек, обладающий этим кольцом, мог натворить много зла. Это кольцо приносило зло.

    Подведение итогов урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали, что же такое фэнтези, познакомились с этим жанром. Также мы начали знакомство с повестью Джона Толкина «Хоббит, или туда и обратно» и узнали как появился знаменитый фильм «Властелин колец».

    Домашнее задание.

Дома вы должны будете прочитать повесть «Хоббит, или туда и обратно». Это задание всем. Ребята, а кто нибудь хочет выполнить индивидуальное задание? Мне нужны те, кто хорошо рисует. Добровольцы получат высокие оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы взять из произведения какого либо героя на ваш выбор, и, пользуясь авторской характеристикой из повести, нарисовать портрет этого героя.

II семестр

ИЗ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ-ХХІ ВЕКА

(4 часа)

УРОК № 63

Цель: ознакомить с фэнтези как раВНОвидность фантастической литературы и его первым ярким представителем; расширить кругозор учащихся, развивать умение ориентироваться в литературных направлениях и течениях, критически относиться к литературно-кинематографической и телевизионной продукции; воспитывать любознательность, любовь к книге, эстетические вкусы.

Оборудование: портрет писателя, издания его произведений, иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов по сюжетам его книг.

Теория литературы: литературное направление, фэнтези, фантастическая литература.

1. Слово учителя

Пеппи Длинныйчулок, с которой мы познакомились на прошлых уроках, по высказываниям многих, имеет «солнечную душу». Поэтому назовите лучики-черты ее характера.

2. Устное или письменное сочинение-памятка «Как стать “настоящей леди”» (см. домашнее задание)

II. Объявление темы и цели урока

III. Мотивация учебной деятельности школьников

Многие из вас и ваших родителей увлекаются фильмами, книгами, в которых много мистики, магии и колдовства. Такая литература называется фэнтези (от англ. фантазия, выдумка). ее создатели погружаются в мир неограниченной фантазии, создают волшебный мир. Но все равно он имеет общее с нашим реальным жизнью своими проявлениями добра, зла, любви, дружбы, верности, ответственности за судьбу более слабых существ, какими являются люди по сравнению с космическими или потусторонними, волшебными силами. Основателем литературного раВНОвидности - фэнтези считают выдающегося английского ученого и писателя Джона Рональда Ройла Толкина. О нем и о его творчестве мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Самостоятельное разработка по учебнику пола о Дж. Толкина (С. 289-290 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; другие учебники - см. приложение)

2. Обмен впечатлениями, эвристическая беседа

Нравится ли вам фэнтези? Чем именно?

Произведения каких писателей вы читали из этой литературы? Какие фильмы смотрели?

Как вы думаете, не вредит человеку увлечение фэнтези? Докажите свое мнение.

3. Выразительное чтение отрывков из произведений Дж. Толкина (см. приложение), просмотр имеющихся отрывков из фильмов

4. Обмен впечатлениями о прочитанном

Какой эпизод из увиденного и услышанного запомнился? Почему?

Поучительные такие произведения для ребенка, ученика? Докажите свое мнение.

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Восстановите высказывание выдающегося немецкого писателя Генриха Гейне, соответственно переставив слова, и связать с темой урока.

преград, она, не, Вдруг, знает, оживает, сказка

(Неожиданно оживает сказка,

Она не знает преград...)

Прочитайте стихотворение Ш. Перро в переводе М. Терещенко.

(Правильные овалы по окружности, соединены линиями)

(...Часто считают, что дружить

Только можно в счастье всегда;

И настоящая дружба, что не убить

Ее ничем среди беды...

Ш. Перро, перевод М. Терещенко)

Связь этого стихотворного отрывка с ведущими мыслями произведений фэнтези?

VI. Домашнее задание

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

На уроке я понял (поняла)...

Мне запомнилось...

Я изменил (изменила) свое мнение относительно...

Приложение

ДЖОН РОНАЛЬД РОЙЛ ТОЛКИН

Толкин родился 3 января 1891 года в одной из самых экзотических стран мира - южноафриканской Оранжевой республике. его отец руководил отделением Африканского банка, и семья вынуждена была жить вдали от Англии. Четырехлетним Джон с братом и матерью поехал навестить родственников в Великобритании. Но до Африки так и не вернулся - 15 февраля 1896 года поступила телеграмма о скоропостижной смерти отца. Для семьи началась борьба за выживание.

Первым учителем Джона была его мама. Именно она научила его, шестилетнего, латыни. Однако мальчика интересовали не только раВНОобразные значения слов, а их звучание и форма.

в 1904 году беда снова постучала в дверь Толкінів - умерла мать. О братьях заботился католический священник Морган, который оказался хорошим опекуном. Он не только экономно расходует средства, мальчики унаследовали от родителей, но и часто тратил на воспитанников собственные деньги, которых тоже было не слишком много.

Шестнадцатилетним Толкин познакомился с очаровательной девушкой Эдит Братт, своим первым и единственным коханням. их отношения опекуну не понравились, потому что отвлекали от Джона обучения. Поэтому отец Морган запретил Рональду как несовершеннолетнему даже переписываться с Эдит. Такая жестокость была оправданной. Единственной возможностью для Рональда учиться в Оксфордском университете было сдать экзамены и получить стипендию, которую предоставляли только тем, кому не исполнилось девятнадцати лет. И юноша достиг этой цели. Но только наступило совершеннолетие, он немедленно написал Эдит письмо, в котором предложил ей руку и сердце. А через три года, по благословению отца Моргана, молодые люди поженились и, как в настоящей сказке, жили долго и счастливо.

Однако трудно быть счастливым, когда идет война. Через несколько месяцев после свадьбы Толкин попал в ее найпекельніше место - принял участие в наступлении англо-французских войск на реке Сомме во Франции. Только за один день в этой бойне погибло шестьдесят тысяч англичан... Толкіну повезло выжить и пройти через испытание - страшную болезнь. Он долго боролся со смертью. Возможно, именно тогда Толкин задумался о ужасные последствия войны, развязанной с целью владеть миром. Эти размышления и стали идеей фантастического сюжета о три кольца всемогущей власти, который впоследствии воплотился в грандиоВНОм произведении - «Властелин колец». А борьба с болезнью закончилась 1917 года полной победой Толкина. Того же года у него родился сын-первенец.

С 1918 года Толкин жил счастливо. Он стал известным филологом, профессором Оксфорда, отцом еще одного сына и дочери.

Вечерами рассказывал своим детям истории о приключениях маленького существа, которая больше всего любила покой и тихую жизнь. Но именно от нее зависела судьба целого мира, имя которому - Средиземье. Так появились рассказы про хоббитов. Толкин считал, что на самом деле мир от зла спасают не супермены, а обычные люди, мало заметные в обычной жизни, такие как хоббиты: «Меня всегда поражало то, что все мы живем благодаря победе, которую проявляют обычные маленькие люди в, казалось бы, безнадежных ситуациях».

Судьба книги о Бильбо («Хоббит, или Туда и Обратно») была решена десятилетним сыном владельца издательства, которому рукопись очень понравился. Поэтому в сентябре 1937 года книга вышла, а ее успех ошеломил как автора, так и издателя. Читатели требовали продолжения. И оно появилось через 17 лет. Над трилогией «Властелин колец» Толкин работал в те годы, когда Европу накрыла ужасная тень Второй мировой войны, а мир, казалось, попал под господство Мордору. Только совместные действия всех добрых сил помогли еще раз победить зло. В произведении Толкина зло в сконцентрированном виде было сосредоточено в перстни властвования, владелец которого рано или поздно попадал под его пагубное влияние. А уничтожить этот перстень могли только маленькие хоббиты. Издателю, который когда-то заказал продолжение «Хоббита...» и был ярым поклонником Толкина, мы обязаны появлением трилогии, которая вышла в течение 1954-1955 годов. С того времени «Властелин колец» занимает видное место в рейтингах самых популярных книг мира. Появились поклонники творчества Толкина, которых называют толкіністами.

Режиссер Питер Джексон снял кинотрилогию «Властелин колец», а композитор Говард Шор написал одноименную симфонию для оркестра, хора и солиста. Кстати, в ней некоторые песни исполняются на языках эльфов, гномов и орков, а тексты этих песен принадлежат Толкіну.

Джон Рональд Ройл Толкин

Тема: «Сказочное повествование Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (Учебник: Литература 8 класс. Ланин Б. А.)

Цель: Охарактеризовать персонажей «Хоббита, или Туда и обратно» , определить идею и проблему, поставленную автором в произведении

Слово учителя. Сегодня наш урок посвящен сказочной повести, написанной Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном, английским профессором литературы, специалистом по средневековому фольклору и мифологии.

Придуманная им волшебная страна, названная Средиземьем, населена волшебным существами: гномами, эльфами, гоблинами, орками, троллями, волшебниками, сказочными существами. В своей сказке Толкиен показал нам модель мира, «человечества» со своей историей, с народами говорящими на разных языках, со своими законами и моральными ценностями.

Какие народы населяют Средиземье, и как их описывает автор?

Гномы – маленькие существа, наделенные сверхъестественной силой, живущие в недрах земли и хранящие там свои сокровища. Они искусные ремесленники, умеют ковать волшебные кольца и мечи.

Эльфы – духи воздуха, живущие на деревьях, обладающие даром исцеления и ясновидения. Их волшебная музыка очаровывает даже неживую природу. Искусные и бесстрашные войны. Говорят на эльфийском языке, синдарине.

Хоббиты - маленький народ, живущий в «норах» , миролюбивый и гостеприимный, любители хорошо поесть и покурить трубку. У них большие, покрытые бурым мехом ноги с кожаными подошвами, поэтому никогда не носят башмаки. К этому народу принадлежат главные герои повести «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец» Бильбо Беггинс и Фродо Беггинс.

Гоблины – высокие, злые и сильные существа, живущие в подземных туннелях. Их жилища полны похищенными сокровищами. Они уродливы и жестоки.

Тролли – уродливые, сильные, но глупые великаны-людоеды, обитающие внутри горы.

Орки – существа, сотворенные из глины волшебником Саруманом. Они сильны и жестоки, уродливы и бездушны.

Кто главные герои повествования?

Бильбо Беггинс – хоббит, который отправился в дальний поход за сокровищем гномов Аркинстоном.

Волшебник Гендальф – старик с посохом, помогающий гномам.

Торин Дубощит – предводитель гномов, бесстрашный и справедливый.

Голлум – хоббит, потерявший свое обличие.

Верховный Гоблин.

Дракон Смог.

Какую проблему поднимает в своей сказке Толкиен?

Извечную проблему Добра и Зла поднимает в своей повести Р. Толкиен.

Какова идея произведения?

Добро побеждает зло, как бы тяжела ни была борьба, и какой бы ценой она ни доставалась.

Кто из героев повести представляет сторону Добра, а кто на стороне Зла?

Подвиги во имя Добра совершают Бильбо Беггинс, Гендальф, Торин Дубощит и остальные гномы, помогают им эльфы, орлы-великаны, лесной волшебник Радагаст, человекомедведь Беорн.

На стороне зла – гоблины, тролли, орки.

Охарактеризуйте героев «Хоббита, или Туда и обратно»
Бильбо Беггинс – доброжелательный, домовитый хоббит, любящий домашний уют и комфорт. Он несколько труслив, не хочет идти в поход неизвестно куда и зачем. Но, отправившись в путешествие помимо своей воли, он меняется. В нем обнаруживается неожиданное мужество и храбрость, смекалка и изворотливость ума. Бильбо не раз спасал гномов, он заслужил уважение и признание Торина Дубощита, который вначале противился его участию в походе. Именно он возвращает гномам их сокровища и бесценный бриллиант Аркинстон. Совершенно не героичный по натуре, он оказался способным совершить подвиг, и не один.

Гендальф – мудрый волшебник, который взял на себя нелегкую миссию предводителя сил Добра в борьбе против Зла. Своей мудростью, отвагой и стремлением добиться победы даже ценой своей жизни Гендальф по праву становится одним из самых ярких образов в повествовании. Именно Гендальф собирает и объединяет столь противоречивых героев.

Торин Дубощит – предводитель отряда двенадцати гномов, наследник престола королевства гномов Одинокой Горы. Смелый, отважный, истинный предводитель, заслуживший уважение и преданность своих подданных своей приверженностью идее возвращению гномов в Одинокую Гору, которую захватил дракон Смог. В конце повествования Торин поддался жадности, свойственной гномам, жадности обладания несметными сокровищами, но искупил свою вину смертью. Мне кажется, что нельзя его осуждать за эту слабость.

Итог урока: Мы познакомились с героями повествования Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»

Узнали о мире Средиземья, созданном воображением автора сказки, о народах, населяющих этот мир.
Определили проблему и идею произведения.






История создания романа Целью Толкиена было создать английский эпос. На писателя произвела тяжелое впечатление Первая Мировая Война, а также индустриализация Англии, которая, по его мнению, разрушила ту Англию, что он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому). Роман был начат в 1937 году. Напечатан только в годах. На русский язык «Властелин колец» впервые был переведен в 1976 году. Существует около 7 разных переводов книги. Самый известный – перевод В.С. Муравьева и А.А. Кистяковского. Книга стала широко известна у нас в конце 1980 – начале 1990 годов.


Три части романа «Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца»)«Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца») «Две твердыни» («Две крепости», «Две башни»)«Две твердыни» («Две крепости», «Две башни») «Возвращение государя» («Возвращение короля»)«Возвращение государя» («Возвращение короля»)




Образ Кольца КОЛЬЦО - один из универсальных образов в поэтике Толкиена, несущий огромную смысловую нагрузку. КОЛЬЦО - традиционный волшебный предмет, который наделяет обладателя магическими способностями: 1.делает обладателя невидимым, 2.сохраняет молодость, 3.дает исцеление, 4.становится проводником в сказочный мир.


Кольца Три кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, Семь – для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне, Девять – для девятерых, облеченных в могильный прах, Одно наденет владыка на черном троне, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак, Одно кольцо покорит их, одно соберет их, Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак. У Толкиена существует 20 колец.


Кольцо всевластья КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТЬЯ - самое загадочное и универсальное, объединяющее все остальные кольца. Это символ ЗЛА и одновременно реальное воплощение ВЛАСТИ. У Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО неразделимы. Именно с помощью этого сказочно- мифологического образа Толкиен воплощает идею романа.




Образ Назгулов Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После получения кольца их души чернеют. Они становятся прислужниками Саурона, тем самым думая, что им перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам многочисленные имена и названия: черные всадники, крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет, тьма»).








Хоббиты У Джанни Родари есть термин "Бином фантазии", раскрывающий сущность процесса создания сказочного образа: РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ = ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких образов множество, один из них - хоббит (от homo - человек, лат. и rabbit - кролик, англ.). Сталкивая эти два понятия, Толкиен добивается эффекта "чудесного".




Проблема романа Проблема романа – противопоставление добра и зла. Зло воплощено в кольце, которое дает власть над миром и тем самым заставляет отказаться от любви. Не случайно кольцо уничтожает не великан-герой, а маленький хоббит – сказочно-фантастическая версия образа маленького человека, распространенного в реалистической литературе XIX-XX веков.



Похожие публикации