Infinityvostok - Женский портал

В средней группе поделка из конусов. Занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе. Временной план занятия

НОД по познавательному развитию (конструирование) «Как бумажный конус стал игрушкой» для старшего дошкольного возраста с целью обучения воспитанников изготовлению игрушкек из бумажных конусов для центра театральной деятельности составлена на основе практических материалов парциальной программы "Умные пальчики: конструирование в детском саду" И. А. Лыковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект НОД по познавательному развитию (конструирование) «Как бумажный конус стал игрушкой»

Цель: изготовить игрушки из бумажных конусов для центра театральной деятельности

Задачи: вызвать интерес детей к конструированию игрушек на основе бумажных конусов разного размера, показать и предложить для обследования разные варианты конуса: высокий (низкий), широкий (узкий), острый (тупой), усеченный; создать условия для художественного экспериментирования; помочь детям установить связь межу конусом и его разверткой; расширить опыт соединения деталей: с помощью клея, скотча и степлера; развивать восприятие мышление, творческое воображение; воспитывать желание создавать своими руками игровое пространство, прививать эстетический вкус.

Материалы и оборудование :

- демонстрационный материал : варианты конусов (строительный материал), три одинаковых круга для преобразования их в разные конусы, варианты разверток для получения конусов, карточка № 1 из зимнего комплекта;

Практический материал : для склеивания конусов - бумажные круги разного цвета диаметром от 5 до 30 см; для оформления игрушек – цветная бумага, фантики, глазки, наклейки; для работы – ножницы (10), клей (10), степлеры (5), узкий скотч (5).

Базовые понятия и способы деятельности . Представление о конусе; способность к поиску ассоциаций; умение конструировать конус из полукруга.

Предварительная работа : дети апробируют разные способы получения круга, заготавливают макеты и декорируют их для создания сюжета сказки.

  1. Организационный момент. Дети с воспитателем становятся в круг на ковре.

Сегодня мы собрались, чтобы продолжить работу в нашей творческой, театральной мастерской. Кто такие мастера? (Ответы детей). Возьмемся за руки и подарим друг другу умение, мастерство, поддержку, дружеские улыбки. Проходите на рабочие места.

Обратите внимание на макеты, созданные нами ранее к сказке «Дюймовочка». Кого здесь не хватает? (Героев сказки). Вот это и есть наша цель: изготовить героев для новой сказки.

II. Основная часть.

  1. Демонстрация круга (показ воспитателем) и анализ.

Основой поделки является фигура, которую я вам демонстрирую. (Круг).

Во что может превратиться эта фигура?

Может ли круг стать объемной фигурой?

Возьмите по одному бумажному кругу из подготовленных у вас на столах и предложите способ превращения круга в объемную фигуру. (Дети выполняют действия).

Обобщение: круг станет объемной формой, если

Смять его в комок (снежок, колобок, шарик);

Сложить пополам (крыша, бабочка);

Заложить складку (зонтик, юрта);

Сделать фигурный разрез по спирали и развернуть (змейка);

Сделать надрезы или надорвать по краю и приподнять «бахрому» (цветок, юбочка, медуза).

2. Наблюдение за превращением бумажного круга.

Давайте понаблюдаем за превращением круга в объемную фигуру.

Взять один из подготовленных кругов, вырезать узкий сегмент, показать получившуюся форму, свернуть ее в высокий конус, склеить и показать детям.

Взять второй круг, вырезать четвертую часть, свернуть в конус, скрепить степлером, показать детям.

Третий круг разделить пополам, оба полукгруга свернуть в одинаковые конусы с помощью скотча, затем на одном из них срезать верхушку, чтобы получился усеченный конус.

  1. Сравнение.

Какие получились конусы, сравните? (Высокий/низкий, широкий/узкий, острый/тупой (усеченный).

Как я скрепляла стороны развертки? (Клей, скотч, степлер).

Что такое развертка? (Развернутая плоская форма, которая будет превращаться в объемную).

Физкультминутка «Море волнуется раз» с использованием звуков животного мира разных природных сообществ (изобразить животное, звучание которого услышишь).

  1. Демонстрация изделий с помощью карточки № 1 (зимний комплект) на экране.

Из конусов можно сделать любые игрушки для создания персонажей сказок, в нашем случае: для настольного театра к сказке «Рукавичка». Какой персонаж выбрать, вам подскажут макеты природных сообществ, заготовленные нами заранее по сюжету сказки.

5. Повторение образца изделия.

Как получается развертка ? (

6. Самостоятельная работа.

Изготовление персонажей к сказке из бумажных конусов. Декорирование с помощью деталей из цветной бумаги и других элементов.

Размещение в театральном уголке.

  1. Рефлексия.

Что перед вами? (Конус)

Из чего мы получили конус? (Из развертки).

Как мы это сделали? (Берем круг, находим центр (точку), для этого складываем круг дважды пополам и видим центральную точку на пересечении диагоналей, вырезаем часть круга (убираем лишнее), склеиваем две стороны на местах разреза и получаем круг.

Какие игрушки получились?

Теперь у нас готов настольный театр для постановки сказки, и мы можем показать ее малышам.


Конструирование. Тема: "Башкирская кукла на основе конуса" (Технология "Ситуация")

Цель: познакомить детей со способом конструирования конуса из полукруга, приклеивать другие элементы.
Образовательные задачи:
- вызвать интерес к конструированию
- формировать умение планировать деятельность
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя
- развивать мелкую моторику рук
- развивать творческое воображение
- содействовать воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, Родине, традициям, многонациональной культуре.

Материалы : вырезанные воспитателем из цветной бумаги готовые детали кукол: 3 полукруга (1 полукруг туловище, 2 поменьше-рукава), готовая объемная кукла Айгуль (для анализирования детьми), клеевые кисточки, клей ПВА, клей карандаш, салфетки бумажные, цветная бумага.

Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, нам пришло письмо от Медведя. Хотите знать, о чем пишет Мишка.

"Здравствуйте, ребята! У Маши скоро день рождения и я думаю, чтобы ей подарить интересного. Маша стала коллекционировать кукол разных национальностей. Может быть вы поможете мне и расскажете как сделать башкирскую куклу"

Вы хотите помочь Медведю и выполнить его просьбу?
- А сможете?

Актуализация знаний.
Дидактические задачи.
- актуализировать знания детей о башкирской народной одежде
- развивать образное мышление, память, речь, коммуникативные качества
- воспитывать интерес к башкирскому национальному костюму и традициям башкирского народа

Ребята, а каким образом мы можем помочь медведю сделать куклу? (варианты детей - нарисовать, слепить)
- Отличное предложение - сделать кукол из цветной бумаги.
- Мы сегодня будем делать башкирских кукол, давайте вспомним какую одежду носят башкиры? (красочную, яркую)
- Чем можно будет украсить нижний край платья наших башкирских кукол?
- Правильно. Мы можем вырезать из цветной бумаги орнаменты.
- Ребята, назовите, пожалуйста, из каких элементов состоит башкирский орнамент? (рассказывают и показывают используя картинки)

А чем можно украсить голову? (использовать шерстяные нити вместо волос)

Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания
- формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя

Посмотрите у нас на столах уже лежат заготовки для кукол.

Дети садятся за столы, на которых для каждого лежат детали для кукол.
Дети выбирают для себя заготовки.

Всё готово, все справились?
- Выберите самую большую деталь - это туловище. Из полукруга нам необходимо сделать конус.
- Можно приступать к работе.

Возникает затруднение.

Смогли мы сделать конус? (нет)
- Почему мы не смогли? (потому что не знаем как из полукруга сделать конус)
- Значит, что нужно сделать? (узнать, как из полукруга сделать конус)

Открытие нового знания.
Дидактические задачи:

- формировать представление о способе конструирования конуса из полукруга
- фиксировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия
- развивать образное мышление, воображение, память

А что можно сделать, если что-то не знаешь? (спросить у того, кто знает)

Дети обращаются к воспитателю с вопросом: "Как сделать из полукруга конус?"

Воспитатель:
- У конуса одна сторона бумажного листа собрана в узкий конец, а вторая - расширена. И поэтому нужно свернуть полукруг в конус (показывает). Для этого нужно поднять два угла полукруга и соединить их так, чтобы они чуть-чуть заходили друг за друга, формируя тем самым конус. Клеем закрепить по линии, где соединяются стороны полукруга. Затем немного подержим конус в руках, пока клей не застынет.

Ребята, как я превратила полукруг в конус, что надо сделать? (ответы 2-3 детей: нужно закрутить полукруг так, чтоб его углы соединились и лежали немножко один на другом и склеить)

Большой полукруг нужен, чтоб мы сделали конус - туловище. А для чего еще перед вами лежат по 2 маленьких полукруга? (рукава)

Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи:

- формировать умение конструировать куклу на основе конуса
- развивать эстетический вкус, творческие способности, мелкую моторику рук

Мы превращаем три полукруга в три конуса (1 туловище и 2 рукава). Где будут располагаться наши маленькие конусы - рукава? (склеим их по бокам большого конуса).

Украшаем платье орнаментом, голову волосами. И после высыхания приклеиваем голову к верхушке конуса.

Дети самостоятельно работают.
- Ребята, смогли ли мы выполнить просьбу Медведя?
- Понравятся ли наши башкирские куклы Маши?

Осмысление
Дидактические задачи:

- формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксация достижения запланированного результата и условий, позволившие его достичь

Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, кто нас сегодня попросил о помощи?
- Чем мы ему помогли?
- Почему нам удалось сделать башкирских кукол? Что нового мы узнали?
- Что еще вы сможете сделать из конуса?

Воспитатель хвалит детей.
- Теперь Медведь сможет удивить Машу башкирской куклой.

Практическая часть занятия

Заготовки из бумаги для одной куклы: 1 туловище (большой полукруг), 2 маленьких рукава (1/4 часть круга), голова (2 круга)

Из большого полукруга сворачиваем конус


Склеили рукава и у нас получилось три конуса


Дорисовали башкирским куклам лицо.И приклеили голову и рукава к туловищу


Украсили орнаментом


Башкирские куклы

В обучении конструированию из бумаги решаются следующие общие задачи:

1. Учить дошкольников анализировать образец: выделять форму листа бумаги, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, части, детали и др.

2. На основе анализа учить ребят планировать процесс созда­ния поделки, контролировать свою деятельность.

3.Учить детей выполнять поделки по рисунку, по фотографии.

4. Формировать обобщенные способы работы с бумагой.

5. Учить детей украшать поделку, используя навыки, получен­ные в аппликации; развивать художественный вкус.

6. Развивать у дошкольников творческое отношение к конст­руированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности; переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание; комбиниро­вать способы преобразования бумаги для достижения выразитель­ности поделки.

Занятия по конструированию из бумаги начинают проводить со средней группы. Первые поделки выполняются на основе де­ления прямоугольника или квадрата пополам (альбом, флажок, домик и т.д.).

Педагог, меняя содержание поделки, ведет детей к обобщению, вычленению общего способа, созданию поделок.

На 1-м занятии педагог знакомит детей со способом работы: делением прямоугольного листа бумаги пополам. Для этого лучше всего предложить им сделать флажок из бумаги разного цвета на выбор. По окончании работы все флажки нанизываются на нитку и получается разноцветная гирлянда, радующая детей. Флажок можно даже не украшать, чтобы ничего не отвлекало детей от усвоения способа действия.

На 2-м занятии воспитатель предлагает детям сделать домик с двумя окнами (по одному на каждой стороне). Его задача - по­мочь детям увидеть, что домик сделан тем же способом, что и флажок, развертывая образец поделки и накладывая их один на другой. Для этого важно, чтобы размеры листа бумаги были оди­наковыми и совпадали. Педагог побуждает детей проговаривать действия, которые нужно выполнять: «Что мы делали с прямо­угольником, чтобы получился флажок?» (Сгибали пополам.) «Что мы сделаем с прямоугольником, чтобы получился домик?» (Согнем пополам.) Каждому ребенку для работы дается бумага разного цвета. По окончании работы дети устанавливают общее в работе (способ выполнения) и различное (цвет).

На 3-м занятии закрепляется знание способа действия: детям предлагается сделать вагончик. Рядом с его образцом находятся образцы домика и флажка. Дети находят общее и различное. Ко­леса вагончика в зависимости от умений дети получают готовые или вырезают сами.

В дальнейшем педагог представляет детям возможность выби­рать вариант поделки в одной из серий («Транспорт», «Животные», «Дома», «Человек»). Выполненные одним способом, они отлича­ются цветом, величиной (высотой, длиной, шириной), количест­вом деталей, разными украшениями.

Задача педагога состоит в том, чтобы в конечном итоге ребе­нок мог самостоятельно выполнить желаемую поделку усвоенным способом, т.е. мог перенести этот способ на любое содержание.

Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувст­во цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке вы­разительность.

В среднем дошкольном возрасте дети могут усвоить и другой способ создания конструкции из бумаги: деление прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной ли­нии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе получаемо­го таким способом куба и бруска (в зависимости от ширины пря­моугольника) можно сделать дома, машины, мебель, животных, человека. В каждой из этих серий есть множество вариантов. Ра­бота с детьми строится по тому же принципу, что и в вышеприве­денном примере.

Сначала дети знакомятся с самим способом работы, поэтому содержание поделки максимально простое, например четырех­гранный фонарик (детали для украшения можно дать готовыми). Затем на содержании разных серий поделок дети вычленяют и обобщают способ их создания и выходят на вариативный уровень самостоятельной работы. Следует подчеркнуть, что в работе дан­ным способом желательно отгибать части прямоугольного листа бумаги именно по пунктирной линии (а не произвольно). Во-первых, это ориентир для ребенка в том, что работать следует именно этим способом (а не делить прямоугольник пополам), во-вторых, это подготавливает ребенка к восприятию чертежа, где пунктирная линия будет обозначать сгиб.

К концу среднего или в начале старшего дошкольного возраста возможен переход к созданию поделок на основе чертежа. Прежде всего детей нужно научить ориентироваться в чертеже: какие ли­нии начерчены, где они пересекаются, какой они длины (длинные, короткие), сколько сплошных линий, сколько пунктирных. Надо, чтобы дети показывали линию на чертеже, проводя по ней (по всей длине) пальцем, а также показывали точку пересечения ли­ний. На первых порах можно предлагать дошкольникам ставить карандашом точку поярче, объясняя, что разрезать нужно точно до нее, нельзя делать разрез дальше или ближе.

Следует предусмотреть усложнение чертежа: сначала это чер­теж полого куба. На этой основе можно сделать множество игру­шек, меняя величину и цвет, дополняя разными деталями: мебель, фигурки животных, кубы-вкладыши, пирамиду, дом, корзинки двух видов, вагончики, тележку. Затем можно предложить чертеж полого параллелепипеда с квадратным основанием (бруска). Он послужит основой для разнообразного транспорта, мебели, жи­вотных, человека, домов и др.

Занятия с чертежом строятся таким образом, чтобы дети ус­воили принцип работы с чертежом и самостоятельно «читали» его обозначения: сплошная линия обозначает разрез, прерывистая (пунктирная) - сгиб, штриховка - намазывание клеем. Детям надо объяснить названия линий и правила работы с чертежом: разре­зать точно до пересечения линий, сгибать точно по линии, нама­зывать точно по обозначениям. Педагог устанавливает связь меж­ду выполнением правила и получаемым результатом. С усложне­нием чертежа создаются условия для переноса умения читать один чертеж на другой, более сложный.

Важнейшая задача педагога - подвести детей к обобщению: на основе полученного из чертежа куба, брусочка, кирпичика (полых и закрытых форм) можно сделать разнообразные игрушки.

Воспитатель строит работу не по линии расширения содержа­ния поделок, а по линии усложнения чертежа и изменения получаемой из него формы - основы поделок. Старшие дошкольники уже имеют опыт конструирования из бумаги и способны вычленить общий способ создания поделки, анализируя образцы разно­го содержания.

Вариативность поделок возрастает с накоплением опыта чте­ния разных чертежей и комбинирования получаемых из них форм.

В подготовительной группе возможна коллективная работа по чертежам на картоне больших размеров. Дети делают мебель для кукол и украшают ее («делают обивку»), придумывая композицию для аппликации; частично надрезая картон, делают дома с откры­вающимися дверями, окнами, строят город для кукол и т.д.

Старших дошкольников нужно научить делать игрушки на ос­нове конуса. Педагог знакомит их с разными вариантами изго­товления самого конуса: его можно сделать широким из круга, разрезав по радиусу; из полукруга - узкий, высокий (полукруг можно получить, разрезав круг пополам). Крут и полукруг для конусов дети старшего возраста могут сделать сами, срезая нож­ницами углы квадрата или прямоугольника. Нужно научить ре­бенка делать круг с помощью нитки и карандаша.

На основе конуса можно сделать фигурки животных и челове­ка. Педагог показывает, как соединить туловище (конус) с голо­вой. Выразительность поделки разная, в зависимости от способа изображения головы.

Она зависит также и от особенностей конуса (широкий - уз­кий). Старшие дошкольники владеют разными способами выре­зывания и могут разнообразно украшать поделки.

Забавные игрушки разного содержания можно получить на ос­нове цилиндра. Выразительность и вариативность игрушек, соз­данных таким способом, как и на основе конуса, зависит от осо­бенностей основы (цилиндра), особенностей используемых деталей и украшений.

Методы обучения

Обследование широко применяется как метод, помогающий ре­бенку в создании конструкции или аппликации. Обследуя с детьми предметы народного творчества, педагог обсуждает технику их исполнения, орнамент и его детали, характерные цвета и их соче­тание. Все это помогает детям выбрать свой вариант работы.

Обследуются и живые объекты. Например, перед занятием «Я вижу бабочку» (материал - сухие листья) целесообразно рассмот­реть с детьми комплект цветных фотооткрыток «Бабочки», обра­тив внимание детей на строение (основные части тела) бабочки: туловище, голова, крылья, лапки, вместе с детьми установить, какой формы каждая из частей тела, таким же образом рассмот­реть иллюстрации других животных.

Анализ образца, выполненного педагогом . Образец чаще дается в младшем возрасте. С его помощью дети видят конкретный ре­зультат, который нужно достигнуть. Он помогает конкретизиро­вать задачу, характер и последовательность действий, необходи­мых для ее решения.

В младших группах педагог вначале сам задает вопрос и сам называет внешние свойства основы и деталей в аппликации или конструкции (цвет, форма, величина). С усвоением детьми зна­ний о сенсорных эталонах воспитатель опирается на опыт детей и задает им вопросы. Нельзя злоупотреблять образцом. Так, в предметной аппликации дошкольникам для анализа представ­ляются натуральные предметы - игрушки: неваляшка, домик, елочка и др. Его обследование строится так же, как и в изобрази­тельной деятельности. В соответствии с результатами анализа -вычленением свойств предмета и их расположением - дети от­бирают или вырезают нужные формы и выкладывают из них предмет для наклеивания.

Как можно раньше, как только дети освоят основные сенсор­ные эталоны, нужно предоставить им возможность самим выби­рать цвет, размер, основу для наклеивания и т.д. Неваляшку, на­пример, можно наклеить на прямоугольник, круг, овал и т.д. Она может быть большего или меньшего размера, разного цвета.

В старшем возрасте необходимо научить детей анализировать натуральные изделия как с точки зрения их изобразительных осо­бенностей, так и с точки зрения способов создания:

Определить основу (общий способ) создания изделия;

Определить, из какого материала (или нескольких) оно выполнено и каковы его свойства;

Определить технику создания деталей;

Определить технику прикрепления деталей к основе и др.

Это важно для последующей самостоятельной деятельности, в которой педагог может представить детям разнообразие нату­ральных изделий или альбом с рисунками, фотографиями различ­ных аппликаций или конструкций из различных материалов.

Анализ бумажных конструкций, имеющих очень условное изо­бражение предмета (например, животного на основе конуса), тре­бует отвлечения от реального его строения и вычленения самого главного, характерного, чтобы предмет стал узнаваемым.

В младшем возрасте для анализа детям предлагают образец конкретного предмета, выполненного взрослым.

Обследуется его изображение: сначала главная часть (основа конструкции) и ее характерные свойства, затем детали и их харак­терные свойства, месторасположение деталей на основе. Наибо­лее характерными свойствами конструкции являются форма, величина и пространственные отношения между деталями. Цвет может быть разным, и потому в анализе педагог не фиксирует на нем внимание, например в конструкциях домов, мебели.

Дети очень рано, уже к 7 годам, могут рассматривать предметы в их взаимосвязи и находить общее. Поэтому педагог наряду с обсле­дованием изображения ставит и другую цель обследования: обна­ружение способа создания основы конструкции. Для этого нужны практические обследовательские действия. Основа первых конст­рукций - разделенный и согнутый пополам прямоугольник или квадрат. Обследовать изделие и обнаружить способ его создания можно путем наложения листа бумаги на развернутую поделку (они совпадают). Подобным образом обследуются и другие конструк­ции. В дальнейшем педагог будет закреплять знание о способе соз­дания основы для поделки и обследование может быть частичным, имеющим целью лишь обнаружение способа создания поделки.

Начиная со средней группы возможен анализ серии образцов, выполненных одним способом. Например, несколько разных по содержанию поделок из конуса, цилиндра, из одного и того же чертежа; или несколько плетеных из бумажных полосок предме­тов; несколько мягких игрушек из набитых ватой помпонов и т.д. Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленить обобщен­ный способ их создания.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Например, воспитатель под­водит детей к выводу: главное - научиться читать чертеж, слушать линию, которая всегда говорит, что с ней надо сделать (разрезать или согнуть). Тогда получится волшебный кубик (брусок) и т.п., который может превратиться в любое животное, предмет мебели, машину и т. п. Вычленить обобщенный способ можно, анализируя не только готовые непосредственно представленные образцы, но и изобра­женные на рисунке, фотографии. Если это плоскостные поделки (например, различные аппликации, сшитые или тканые изделия, вышивки), то дети не испытывают особых затруднений в вычле­нении общего способа их создания. Но если на рисунке или фото­графии поделки объемные (из бумаги, сшитая набивная игрушка и т.п.), то детям значительно труднее обнаружить способ их изго­товления. Поэтому вначале детям предлагают для анализа гото­вые объемные образцы, а затем демонстрируют в рисунках или фото разнообразие содержания данного вида работ.

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Совершенно неважно, какой, например, конкретный сказочный домик (животное, транспорт и т.д.) решат делать дети, способ его создания один. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.

Впервые знакомя детей с новым обобщенным способом рабо­ты, важно предоставить для выбора такие поделки, которые не содержат много деталей, не требуют особых украшений. Это по­может максимально сосредоточить внимание детей на самом спо­собе работы.

Например, из чертежа полого параллелепипеда (брусочка) можно сделать транспорт, животных, мебель и др. Но чтобы со­средоточить внимание детей на чтении чертежа, педагог предла­гает выбор из предметов мебели, не требующих особых украше­ний. А затем ситуация усложняется: выбор может быть в пределах одной серии поделок, выполненных одним способом. В данном случае постепенно увеличивается число свойств, которыми отли­чаются поделки. Это характерно для работы с детьми младшего и среднего возраста. Приведем пример. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии «дома» можно предло­жить детям в усложнении следующие варианты:

Домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета, детям надо выбрать цвет бумаги;

Домики разного цвета и разной высоты (высокий, низкий); дети выбирают цвет и длину прямоугольника;

Домики разной высоты, цвета и ширины; дети ориентируются на учет всех трех свойств.

Также имеют свои варианты серии «Транспорт», «Животные».

Отсюда ясно, что ребенку необходимо предоставить возмож­ность выбирать и материал. Поэтому набор материала должен быть разнообразным по свойствам и в количестве большем, чем необходимо для конкретной поделки. В таком случае ребенок поставлен в ситуацию сознательного выбора материала, необхо­димого для реализации цели.

Для анализа могут быть представлены поделки из разных серий, имеющих один способ создания. Например, на основе конуса вос­питатель представляет поделки животных, людей и др. В резуль­тате у детей появляется перспектива более широкого разнообра­зия содержания работ на данном занятии и в последующей само­стоятельной деятельности.

Когда у детей накопится опыт создания поделок разнообраз­ными способами, надо предоставить ребенку возможность анали­зировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, вос­питатель представляет детям объемные фигурки животного из бумаги на основе куба, брусочка, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Таким образом педагог учит замысливать, что и каким способом он будет делать.

Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. В результате работа каждого ребенка индивидуальна.

Варьируя анализ образцов, педагогу важно учитывать инди­видуальные возможности детей. Так, для одних нужен образец готовой поделки, для других можно дать сразу фотографию или рисунок. Одним для выбора способа создания поделки нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны, и т.д.

В художественном ручном труде ребенку небезразлично каче­ство результата. Его не устраивает плохо сделанная вещь. «Неаккуратно, плохо получилось», - разочаровывается ребенок. И уже с опаской, неуверенно действует в дальнейшем, а то и отка­зывается от работы. Поэтому важно сразу формировать рацио­нальные действия.

Основными методами формирования рациональных действий являются показ и объяснение.

Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

Четко представлять алгоритм рационального действия;

Обеспечить совершенствование действия по линии осознан­ного и самостоятельного его применения;

Помочь детям осуществить перенос усвоенного действия одной конкретной поделки на другую; с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

Выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Внимание ребенка при выполнении работы часто бывает на­правлено на результат действия, а не на способ его выполнения. Например, сгибая лист бумаги пополам, ребенок не совмещает уг­лы, проглаживает ладонью, а не пальцами хаотичными движения­ми, не прослеживая всей длины сгиба. Даже наблюдая правильные действия взрослого, дети часто воспроизводят их неправильно.

Поэтому при показе действий очень важно переключить вни­мание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.

Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это от­сутствие или недостаточность зрительно-кинестетического кон­троля за совершаемым движением.

Чтобы успешно преодолеть эту трудность, надо фиксировать внимание детей на рисунке движения рук, побуждать прослежи­вать глазами совершаемые движения (собственные и взрослого), учить подражать показываемому рисунку движения, развивать способность к подражанию.

Дети также затрудняются сравнивать особенности движений, оценивать их качества, отличать правильное от неправильного. Поэтому даже после показа и объяснения на первых порах могут совершать ошибки. Чтобы преодолеть их, нужно своевременно установить связь между характером движения и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.

Основным приемом показа нового действия, которое демонст­рируется ребенку впервые, являются его расчленение на ряд по­следовательных операций, составляющих «алгоритм» этого дей­ствия. Очень важно помнить: то, что кажется простым и очевидным для взрослого, может быть сложным и скрытым для ребенка. Взрослому просто, например, разделить лист бумаги пополам. Но вот сколько последовательных операций, требующих определен­ных движений, содержит это действие:

Примеривание, целенаправленное совмещение углов и сторон;

Придерживание совмещенных сторон одной рукой (с опреде­ленным нажимом, чтобы не разъехались);

Проведение другой рукой сверху вниз до места сгиба и фик­сация сгиба (кончиками пальцев, с определенным нажимом, что­бы не сдвинуть совмещенные стороны);

Проглаживание сгиба (движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям).

Расчлененный показ раскрывает ребенку последовательность и рисунок совершаемых движений рукой, инструментом.

Показ сопровождается объяснением. Чтобы заинтересовать детей рисунком движения, его можно обыграть. В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с названиями пальцев на руках. Это может помочь взрослому давать более точные указания к действию в игровой форме. Вот пример пока­за и объяснения рационального действия сгибания листа бумаги пополам.

«Жили-были братцы-пальчики, большой и указательный на левой руке, большой и указательный на правой руке. Они все вместе и дружно делали. Вот увидели они прямоугольном лист бумаги и решили его разделить попо­лам, на две одинаковые части. Братцы левой руки взяли лист за одну сторону листа поближе к углам, а братцы правой руки - за другую сторону листа и дружно потянули их вверх к другой такой же стороне. «Давайте, - говорят братцы-пальчики левой руки своим братьям на правой руке, - закроем белую сторону бумаги так, чтобы ее совсем не видно было. Примеривались-примеривались... и закрыли. Смотрите, совсем не видно. Постояли пальчики на уголках, а потом большой пальчик одной руки взял и шагнул в середину. Прижался к бумаге и стоит. Увидели его братцы-пальчики другой руки и убежали к нему. «Давай, - говорит большой пальчик указательному, - я тебя прокачу, вставай». Встал указательный пальчик на ножку, а большой пальчик его вниз, как с горки прокатил, до самого края бумаги. Крепко прижался и ждет братца с другой руки. Скоро и он пришел, постоял около и медленно пошел по самому краю в сторону до самого конца бумаги. Грустно одному, вернулся к братцу, говорит: «Теперь ты погуляй, только иди медленно, по самому краешку до самого конца и ко мне возвращайся». Прогулялся паль­чик до края бумаги и пришел обратно... «Давай походим по сгибу на цыпоч­ках», - говорит один пальчик другому. Встали пальчики на цыпочки точно на сгиб в середине и пошли в разные стороны. «Посмотри, - говорит один дру­гому, - какой острый сгиб получился».

Показ и объяснение идут неторопливо, фиксируется направле­ние движения пальцев на бумаге, положение пальцев и кисти руки, форма движения, результат, получаемый от движения пальцев. Братцы-пальчики присутствуют на каждом занятии, они по-разному гуляют по материалу без инструмента и с инструментом (с ножницами, с кисточкой, с иголкой).

В дальнейшем педагог побуждает детей использовать извест­ный им способ действия без показа. Например, чтобы сделать одинаковые окна у автобуса или домика из одной полоски, педа­гог спрашивает детей, как это сделать. Опять можно использовать игровые приемы: Незнайка (или сам педагог) забывает, как дейст­вуют пальчики, чтобы точно пополам разделить полоску.

По отношению к некоторым детям, испытывающим затрудне­ния в восприятии показываемого действия, следует использовать упражнение на основе подражания действиям взрослого. Педаго­гу нужно сесть рядом с ребенком, чтобы исключить «зеркальное»восприятие. Он медленно показывает и объясняет каждую опера­цию на своем материале.

Аджаматова Тамангыз Арсланалиевна

Воспитатель

МАДОУ «ДС «РАДУГА»

ЯНАО, г.Новый Уренгой

1. Развивающие :

Развивать речевое и деловое общение; развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание; формировать позитивные установки к различным видам творчества.

Познавательное развитие: закрепить знание детей о приметах зимы; вспомнить название дерева; закрепить в памяти детей название цвета: зеленый; развивать воображение и творчество; продолжать учить детей работать по схеме, учить конструировать из бумаги.

Речевое развитие: продолжать развивать понимание речи; стимулировать ребенка выполнять словесные инструкции; расширять активный словарный запас;

Художественно – эстетическое развитие: развивать у ребенка чувство ритма; продолжать совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Физическое развитие: развивать умение бегать в определенном направлении; выполнять движения в соответствии с текстом.

2. Коррекционные : развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание.

3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Материал : цветная бумага зеленого и красного цветов, ножницы, клей, салфетки, подложки, готовый конусный шаблон на каждого ребенка.

Ход НОД:

Ритуал приветствия : Воспитатель здоровается с детьми:

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

(взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Пальчиковая гимнастика: «Ладошки».

«Ладошки вверх, ладошки вниз,

А теперь их на бочок и зажали в кулачок».

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говориться?

«Зимой и летом одним цветом?» (елочка)

(Показывает картинку с изображением елочки и деревьев зимой).

Воспитатель: правильно, это елочка.

«Елочка, елочка

Вот она какая

Стройная, красивая,

Яркая, большая».

Посмотрите, какая она зеленая, вместо веточек у нее лапы, вместо листочков – иголочки, они колючие. Посмотрите, а на деревьях нет листочков, к зиме они облетают и кругом белым – бело, много снега намело. Солнышко выходит мало на небо и не дарит нам своего тепла, не греет землю. На улице холодно. Лужи превращаются в лед. Выпадает снег. Как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года у нас сейчас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. Если падают на землю снежинки и везде лежит снег, то это к нам пришла зима.

(Обращает внимание на картинку «Зимний лес»). Посмотрите, как она раскрасила все вокруг! Все накрыла белым покрывалом! Нравится, дети?

Воспитатель: А сейчас давайте с вами отправимся в зимний лес.

Игра «Шагают наши ножки».

По тропинке мы пойдем друг за дружкою гуськом (идут змейкой)

На носочки встали, к лесу побежали (бег)

Ноги выше поднимаем, на сугроб не наступаем.

И снова по дорожке шагают наши ножки. (шагают)

Воспитатель: Вот мы и пришли в зимний лес. Дети посмотрите, какая вокруг красота? Деревья окутаны снежным покрывалом.

Игровая мотивация.

Ребята, посмотрите, кто в гости к нам пришел! Да это же снеговик спешит к зверятам с елкой! Посмотрите, какая у него елочка? (Ответы детей: зеленая, колючая, ветвистая, хвоя пушистая. ..).. Елка-то красавица, да вот у снеговика беда, елка у него одна! Вот снеговик и боится, что каждый лесной малыш захочет нарядить елку в своем доме. Как же мы можем ему помочь? (Сделать зверятам елки).

Тогда не будем терять время и приступим к работе. Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать елку. Перед вами лежит готовый шаблон, бумага зеленого цвета, ножницы и клей. Берем бумагу и разрезаем на полоски. Затем склеиваем концы полосок и наклеиваем их на наш шаблон. И так до самой верхушки. А теперь,ребята, посмотрите и скажите, чего нам не хватает на нашей елке. (Ответы детей, звездочки) Правильно, ребята. Дети вырезают звездочку и наклеивают ее на елку.

Физ минутка «Елочка» (п альчиковая гимнастика)

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).

Скоро мы будем наряжать ее к празднику.

А теперь вернемся за столы и еще раз вспомним, как мы будем работать. (Дети noочереди называют этапы работы, опираясь на образцы и приступают к работе).

(В ходе занятия оказываю помощь затрудняющимся детям, делаю напоминания.)

Воспитатель: Снеговик, посмотри, какие разные зеленые красавицы у нас получились и теперь их хватит всем лесным жителям, чтобы встретить Новый год!

Ребята, а снеговик мне сказал, что теперь он не боится, и что у нас ему понравилось, давайте возьмем снеговика и покажем нашу группу:

«Вместе хлопнули в ладоши,

Дружно топнули ногой.

Все, во что мы тут играли,

Мы запомнили с тобой.

До свидания всем сказали

И отправились домой».

Итог:

Что мы, сегодня, делали?

С каким деревом, мы познакомились?

Куда мы с вами отправились?

Кого встретили в лесу?

Почему боялся снеговик?

Как мы помогли снеговику?

Вам понравилось?

Литература:

1.З.А. Ефанова, О. В. Симонова, О. А. Фролова Комплексные занятия по программе «Детство», издание 2016г.

2.Архив фотографий из альбома Аджаматовой Т.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с искусством модульного оригами.
Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 1 часу), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребёнку.
Содержание программы
  1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).
  2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.
  3. Изготовление базовой формы «квадрат» и изделий на её основе.
  4. Знакомство с условными обозначения в оригами.
  5. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелёк).
  6. «Стилизованный цветок». Работа с базовой формой «Треугольник».
  7. «Лисёнок и собачка». Изучение разметки сгибанием. Знакомство с понятие о графических изображениях, их назначением. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.
  8. «Яхта и пароход». Знакомство с приёмами чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.
  9. «Стаканчик». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).
  10. «Синица и снегирь». Создание композиции «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.
  11. «Кролик и щенок». Ознакомление с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.
  12. «Утка». Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.
  13. «Сказочные птицы». Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.
  14. Создание композиции «Домашние птицы на лужайке». Заготовка изделий и составление панно.
  15. Рыбка и бабочка. (Теория и практика.) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
  16. «Лилия». Изделие, складывающееся из одинаковых деталей - модулей.
  17. Создание композиции «Водоём». Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
  18. Жаба. (Теория и практика.) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
  19. «Стрекоза». Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.
  20. Создание композиции «Островок в пруду». Составить композицию, работая в группе. Организация выставки работ детей.
  21. «Пароход». Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение работ узорами на выбор.
  22. «Подводная лодка». На основе базовых форм путём сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.
  23. Создание композиции «В море», подготовка её к выставке.
  24. Изготовление открытки «Букет гвоздик» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  25. Создание композиции «Бутоны роз» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  26. «Подснежник» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  27. «Парусный кораблик». Работа с базовыми формами и техникой сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных декорирующих частей, характерных для изделия.
  28. «Весёлое письмо». Складывание фигур по диагонали путём захвата маленького треугольника без использования базовых форм.


Похожие публикации